Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Поповой Э.Н., Дьякова А.Н.,
при секретаре Фогель И.В.
рассмотрела в судебном заседании 03 февраля 2016 года
дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Тарского городского суда Омской области от 26 ноября 2015 года, которым с учетом исправленной описки постановлено:
"Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к БПОУ Омской области "Тарский индустриальный - педагогический колледж", Министерству образования Омской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание удовлетворить.
Обязать Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Тарский индустриальный - педагогический колледж" в срок до 01.09.2016 устранить нарушения законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданиям БПОУ Омской области "Тарский индустриальный -педагогический колледж", а именно:
в помещении, расположенном по адресу: г. Тара, ул. Лихачева, д.2 - привести в соответствие с п. 5.2.13 СниП 35-01-2001 высоту и длину пандуса; обеспечить соответствие входной площадки размером 2*2 согласно п. 5.1.3 СниП 35-01-2001; нанести контрастную маркировку на прозрачные полотна входной двери согласно п. 5.1.4 и п. 5.1.5 СниП 35-01-2001., ширину рабочей створки сделать не менее 0,9 м, порог не более 0,014 м; устранить перепады высот, ширину дверного проема и высоту привести в соответствие с п. 5.2.4 СниП 35-01-2001; привести в соответствие с п. 5.1.7 СниП 35-01-2001 размеры и двери тамбура; обеспечить наличие визуальных, акустических и тактильных средств в соответствии с ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 52131-2003; обеспечить наличие парковочного места для маломобильных групп населения в соответствии с п. 4.1.3 СНиП 35-01-2001;
в помещении, расположенном по адресу: г. Тара, ул. Калинина, д. 4 - привести в соответствие пп. 4.1.12-4.1.14 СНиП 35-01-2001 наружную лестницу - оборудовать поручнями, краевые ступени лестницы выделить цветом, покрытие ступеней сделать не травмирующим; поручни и колесоотбойные устройства окрасить в яркий контрастный цвет в соответствии с п. 5.2.14 СНиП 35-01-2001; привести в соответствие с пп. 5.2.13-5.2 СНиП 35-01-2001 высоту пандуса, ширину, длину пандуса, второй марш, колесоотбойники, поручни продлить за марш на 30 см; привести в соответствие с пп. 5.1.4-5.1.5 ширину дверного проема, рабочей створки, высоту порога, обеспечить наличие смотровой панели на входных дверях; обеспечить наличие визуальных, акустических и тактильных средств в соответствии с ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 52131-2003; обустроить зал ожидания в соответствии с п. 5.2.5 СНиП 35-01-2001.
В случае недостаточности средств БПОУ ОО "Тарский индустриально-педагогический колледж" - обязать Министерство образования Омской области в срок до 01.09.2016 года осуществить финансирование работ по устранению указанных выше нарушений законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданиям БПОУ Омской области "Тарский индустриальный -педагогический колледж", расположенным в г.Тара по ул.Калинина, д.4 и по ул. Лихачева, д.2.
Взыскать с Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Тарский индустриально-педагогический колледж" государственную пошлину в сумме " ... " в доход бюджета Тарского муниципального района Омской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., прокурора Маркович О.С., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Тарский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к БОУ Омской области "Тарский индустриальный - педагогический колледж", Министерству образования Омской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Тарский индустриально-педагогический колледж" (БПОУ "ТИПК"), по результатам которой установлено, что требования о социальной защите инвалидов выполняются БПОУ "ТИПК" не в полном объеме.
Так, в корпусе, расположенном по адресу: г. Тара, ул. Лихачева, д. 2 выявлены следующие нарушения: высота пандуса составляет 0.55 м, общая длина 4 м; поручни и колесоотбойные устройства не окрашены в яркий контрастный цвет; маленький размер входной площадки, нет контрастной маркировки на прозрачных полотнах входных дверей, на пути эвакуации имеются перепады высот, отсутствуют визуальные, акустические и тактильные средства, отсутствуют парковочные места для маломобильных групп населения.
В корпусе, расположенном по адресу: г. Тара, ул. Калинина, д. 4 выявлены следующие нарушения: наружная лестница представляет широкое крыльцо без поручней, краевые ступени лестницы не выделены цветом, покрытие ступеней травмирующее; поручни и колесоотбойные устройства не окрашены в яркий контрастный цвет, пандус не соответствует пп. 5.2.13-5.2 СниП 35-01-2001; нет смотровой панели на входных дверях; отсутствуют визуальные, акустические и тактильные средства. В корпусе отсутствует зона ожидания, что нарушает п. 5.2.5 СниП 35-01-2001.
Уточнив требования, просил обязать Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Тарский индустриально-педагогический колледж", в срок до 01.09.2016: 1) в помещении, расположенном в г. Тара, ул. Лихачева, д. 2: привести в соответствие с п. 5.2.13 СниП 35-01-2001 высоту и длину пандуса; обеспечить соответствие входной площадки размером 2*2 согласно п. 5.1.3 СниП 35-01-2001; нанести контрастную маркировку на прозрачные полотна входной двери согласно п. 5.1.4 и п. 5.1.5 СниП 35-01-2001, ширину рабочей створки сделать не менее 0,9 м, порог не более 0,014 м; устранить перепады высот, ширину дверного проема и высоту привести в соответствие с п. 5.2.4 СниП 35-01-2001; привести в соответствие с п. 5.1.7 СниП 35-01-2001 размеры и двери тамбура; обеспечить наличие визуальных, акустических и тактильных средств в соответствии с ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 52131-2003; обеспечить наличие парковочного места для маломобильных групп населения в соответствии с п. 4.1.3 СНиП 35-01-2001; 2) в помещении, расположенном в Тара, ул. Калинина, д. 4: привести в соответствие пп. 4.1.12-4.1.14 СНиП 35-01-2001 наружную лестницу - оборудовать поручнями, краевые ступени лестницы выделить цветом, покрытие ступеней сделать не травмирующим; поручни и колесоотбойные устройства окрасить в яркий контрастный цвет в соответствии с п. 5.2.14 СНиП 35-01-2001; привести в соответствие с пп. 5.2.13-5.2 СНиП 35-01-2001 высоту пандуса, ширину, длину пандуса, второй марш, колесоотбойники, поручни продлить за марш на 30 см; привести в соответствие с пп. 5.1.4-5.1.5 ширину дверного проема, рабочей створки, высоту порога, обеспечить наличие смотровой панели на входных дверях; обеспечить наличие визуальных, акустических и тактильных средств в соответствии с ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 52131-2003; обустроить зал ожидания в соответствии с п. 5.2.5 СНиП 35-01-2001. Обязать Министерство образования Омской области профинансировать указанные мероприятия.
Помощник прокурора Карева А.В. уточненные требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении требований.
Представитель ответчика БПОУ "ТИПК" Коршунова В.А. иск признала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время учреждением ведутся работы по устранению выявленных нарушений.
Представитель третьего лица Управления министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району Петрова С.И. заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства образования Омской области при принадлежащем его извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области А.С. Окунев с постановленным решением суда не согласен, просит его отменить. Отмечает, что согласно п. 5.2.5 СНиП 35-01-2001 в учебном корпусе N 2 Учреждения, расположенного по адресу: г. Тара, ул. Калинина, 4 оборудована зона ожидания, установлены соответствующие нормам, входные двери. Согласно ГОСТ Р 52289 на автомобильной площадке учебного корпуса N 1 Учреждения, расположенного по адресу: г. Тара, ул. Лихачева, 2, установлен дорожный знак "Место для стоянки автомашины инвалида", в летнее время года будет наноситься разметка на асфальтовом покрытии. Проведена работа по сбору коммерческих предложений на приобретение визуальных, акустических и тактильных средств в соответствии с ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 52131-2003. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация для устранения остальных требований, указанных в исковом заявлении. Обращает внимание, что Министерство не имеет возможности профинансировать Учреждение для создания условий беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры. Мероприятия в целях устранения выявленных нарушений будут профинансированы в 2016 году.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Шибанов В.В. полагает решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы: БПОУ Омской области "Тарский индустриальный - педагогический колледж", Министерство образования Омской области - по их почтовым адресам почтовыми отправлениями, которые были получены.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса по правилам ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (ч.1).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч.4).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч.6).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 1047-р, в указанный перечень включен СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Свод правил 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)" является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
Выявленные в результате проверки несоответствия эксплуатирующихся образовательным учреждением зданий требованиям СНиП 35-01-2001, а также ГОСТам, приведены в решении суда и не оспариваются.
Нежилые помещения по адресам: г. Тара, ул. Калинина, дом N 4 и ул. Лихачева, дом N 2 принадлежат на праве оперативного управления бюджетному профессиональному образовательному учреждению Омской области "Тарский индустриально - педагогический колледж", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.01.2015 и 22.01.2015 (л.д. 8-9). Собственником имущества и учредителем является Омская область. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Министерство образования Омской области.
Проверкой, проведенной прокуратурой Тарского района Омской области совместно со специалистами по социальной работе отделения реабилитации инвалидов БУ "КЦСОН Тарского района" и УМТСР Омской области по Тарскому району Омской области в деятельности Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Тарский индустриально-педагогический колледж", выявлены нарушения требований законодательства в области обеспечения для инвалидов доступности объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг,
Согласно представленной в материалы дела справке, в здании по ул. Лихачева, д.2 в г. Тара выявлены следующие нарушения: наружная лестница представляет широкое крыльцо без поручней, краевые ступени лестницы не выделены цветом, скользкое покрытие ступеней; высота пандуса, входная площадка, пути эвакуации, тамбур, зона ожидания не соответствуют СП 59.13330.2012; кнопка вызова расположена на высоте 0,80 м, при нажатии сигнал не поступает; нет контрастной маркировки на прозрачных полотнах дверей; опознавательные знаки на пути движения и коридору отсутствуют; визуальные, акустические и тактильные средства отсутствуют (л.д. 29).
В здании по ул. Калинина, д.4 в г. Тара выявлены следующие нарушения: наружная лестница представляет широкое крыльцо без поручней, краевые ступени лестницы не выделены цветом, покрытие ступеней травмирующее; пандус не соответствует пп. 5.2.13-5.2 СниП 35-01-2001; поручни и колесоотбойные устройства не окрашены в яркий контрастный цвет; кнопка вызова расположена на высоте 0,80 м, при нажатии сигнал не поступает; нет смотровой панели на входных дверях; отсутствуют визуальные, акустические, тактильные средства и зона ожидания (л.д. 30).
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что БПОУ "Тарский индустриально - педагогический колледж" обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здания колледжа не исполняется, в связи с чем выявленные нарушения подлежат устранению.
Возлагая субсидиарную обязанность по устранению выявленных нарушений в случае недостаточности средств образовательного учреждения также и на Министерство образования Омской области, суд исходил из того, что Министерство от имени собственника осуществляет функции учредителя, в том числе, в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности Омской области, закрепленного за бюджетным образовательным учреждением Омской области.
Здания по ул. Калинина, дом N 4 и ул. Лихачева, дом N 2 в г. Тара закреплены за учреждением на праве оперативного управления. Источником формирования имущества учреждения и его финансовых средств являются, в том числе, и бюджетные ассигнования. Мероприятия по устранению нарушений финансируются за счет средств бюджета, что требует соблюдения установленной законом процедуры выделения этих средств.
Вступившим в законную силу с 01.09.2014 п.5 ст. 123.22 ГК РФ установлена субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам.
Между тем предусмотренная ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры относится, в том числе, к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и организациям независимо от организационно-правовых форм.
Согласно приведенной выше ч. 6 ст. 15 названного закона государственные и муниципальные расходы, в том числе, на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
На основании приведенной нормы бюджетное учреждение и орган управления образованием несут самостоятельную ответственность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры.
Указание на субсидиарную ответственность Министерства образования Омской области подлежит исключению из резолютивной части решения.
Изданный в соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309. Приказ вступил в силу с 1 января 2016 года.
Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций
В соответствии с п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Указания в жалобе на невозможность устранения выявленных нарушений в установленный судом срок не учитывают, что определением суда от 04.12.2015 устранена описка в решении суда в части указания срока устранения нарушений - до 01.09.2016.
В связи с изложенным приведенные доводы на содержание решения не влияют.
В остальной части доводы жалобы сводятся к тому, что Министерство предпринимает определённые меры к устранению нарушений.
Указанные доводы на правильность выводов суда не влияют, поскольку БПОУ Омской области "Тарский индустриальный - педагогический колледж" является объектом социальной инфраструктуры, осуществляющим образовательный процесс, на ответчиков распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемые учреждением помещения. Перечисленные в жалобе действия не свидетельствует о том, что ответчиками предприняты все необходимые меры в целях исключения нарушения прав маломобильных групп населения.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда о приведении объекта социальной инфраструктуры в соответствие со СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" для беспрепятственного доступа инвалидов в связи с отсутствием финансирования на эти цели не может служить основанием к отмене решения.
Статья 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляя обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Среди субъектов, на которых возложена вышеуказанная обязанность, названы органы государственной власти субъектов Российской Федерации и организации независимо от организационно-правовых форм.
Из Устава БПОУ "Тарский индустриально - педагогический колледж" следует, что Министерство образования Омской области выполняет функции учредителя в пределах своих полномочий, в связи с чем, в том числе и на Министерство образования Омской области обоснованно судом возложена обязанность по устранению нарушения законодательства в области защиты прав маломобильных групп населения. При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности.
Срок, установленный судом для выполнения требований, является разумным и обоснованным, позволяет запланировать необходимые расходы с учетом финансирования на 2016 год.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тарского городского суда Омской области от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из абзаца 5 резолютивной части решения исключить слова "в случае недостаточности средств БПОУ ОО "Тарский индустриально-педагогический колледж"".
Изложить абзац 5 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Министерство образования Омской области в срок до 01.09.2016 года осуществить финансирование работ по устранению указанных выше нарушений законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданиям БПОУ Омской области "Тарский индустриальный -педагогический колледж", расположенным в г.Тара по ул.Калинина, д.4 и по ул. Лихачева, д.2".
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.