Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Смоляковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО " " ... "" Филатова В.В. на решение судьи Омского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Постановление N " ... " от " ... ", вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области в отношении генерального директора ООО " " ... "" Филатова В. В. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей, оставить без изменения, жалобу Филатова В.В. - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области от " ... ", директор ООО " " ... "" Филатов В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Как следует из постановления, " ... " в " ... " мин. по адресу: " ... ", было установлено невыполнение директором ООО " " ... "" Филатовым В.В. установленных требований, обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия и от иных процессов ухудшающих ее качественное состояние на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером " ... " площадью " ... ", находящегося у ООО " " ... "" в аренде. Земельный участок зарос сорной травянистой дикорастущей растительностью прошлых лет и кустарником. Отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработка почвы, проведение агротехнических, фитосанитарных и агрономических мероприятий, органические и минеральные удобрения в почву не вносились, что может повлечь ухудшение фитосанитарной обстановки, деградации земель сельхозназначения.
Филатов В.В. обжаловал постановление в районный суд.
Судьёй районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе Филатов В.В. просит постановление и решение отменить, как незаконные и необоснованные. Указывает, что в ходе проверки обследовался лишь небольшой участок земли, в связи с чем, вывод о невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не соответствует действительности. Часть земельного участка находится в границах водоохраной зоны, что исключает возможность проведения агротехнических, мелиоративных, фитосанитарных и иных мероприятий. Не приняты во внимание пояснения заявителя о большой заболоченности земельного участка и низком уровне плодородности. Ссылается на то, что вывод относительно не проведения арендатором обследования почв для контроля загрязнения и оценки качественного состояния почв, а именно агрохимического и химико-токсикологического обследования в 2013-2015 годах, не соответствует действительности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей Управления Россельхознадзора по Омской области Рощину О.В., Кимстачева Р.Ю., возразивших против доводов жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В ГОСТ 16265-89 "Земледелие. Термины и определения" под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.
ГОСТ 26640-85 установлены основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, в число таких мероприятий входит посев сельскохозяйственных культур, сенокошение, выпас скота и другие мероприятия.
ГОСТ 16265-89 определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.
Периодичность проведения контроля состояния почв установлена ГОСТ 17.4.4.02-84 "Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа". Отбор проб почвы для контроля загрязнения почв и оценки качественного состояния почв естественного и нарушенного сложения для химического анализа проводится не менее 1 раза в год, для контроля загрязнения тяжелыми металлами не менее 1 раза в 3 года.
То есть, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников, арендаторов сельскохозяйственных земель.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что " ... " Управлением Россельхознадзора по Омской области проводилась внеплановая выездная проверка земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... ", расположенного по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, Новотроицкое сельское поселение, который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование "для сельскохозяйственного использования". При проведении проверки было установлено, что данный земельный участок зарос сорной травянистой растительностью различного видового состава, отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, проведения агротехнических, фитосанитарных и агрономических мероприятий, органические и минеральные удобрения в почву не вносились. Обследование почв для контроля загрязнения и оценки качественного состояния на земельном участке не проводились.
Арендатором указанного земельного участка является ООО " " ... "" на основании договора аренда от " ... ".
Факт совершения названного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра; актом проверки; фотографиями; договором аренды земельного участка; соглашением по договору аренды; план-схемой; кадастровой выпиской; выпиской из ЕГРЮЛ, оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
На земельном участке с кадастровым номером " ... " площадью " ... ", арендатором не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой растительностью и по сохранению плодородия почв.
Таким образом, вывод о том, что бездействие должностного лица Филатова В.В. образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является правомерным.
Доводы жалобы о невозможности проведения агротехнических, мелиоративных, фитосанитарных и иных мероприятий, так как часть земельного участка находится в границах водоохраной зоны, о заболоченности участка и низкой плодородности почвы, не являются основанием для отмены постановления и решения, поскольку в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников и арендаторов сельскохозяйственных земель.
Соответствующих документов, подтверждающих проведение мероприятий по улучшению почв, Филатовым В.В. не представлено.
Административное наказание должностному лицу назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является минимальным.
Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Омского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, жалобу Филатова В.В. - без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.