Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Клищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. "19" января 2016 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 29 октября 2015 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению государственной службы по труду и занятости населения Брянской области об установлении факта получения заработка, понуждении к выдаче справок с включением сумм фактического заработка,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 13.11.1979 года была принята секретарем-машинистом в бюро по трудоустройству и информации населения г. Брянска и осуществляла трудовую деятельность в органах службы занятости в период с 13.11 1979 года по 31.12.1997 года. 15 июля 1999 года ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Истец полагает, что размер данной пенсии занижен, и в 2000 году обратилась в Департамент федеральной службы занятости (ныне - Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области) с просьбой подтвердить справкой периоды ее работы и среднего заработка с 13.11.1979 года по 31.12.1997 года. В ответе от 09.06.2000 года Департамент федеральной службы занятости указал, что выдать данную справку не представляется возможным по причине отсутствия документов по начислению и выплате заработной платы за период с 1980 года по 1993 год. В результате неоднократных обращений истца в различные инстанции, ей выдавались справки о суммах заработка, учитываемых при исчислении пенсии за 1986-1997 годы, однако, они не содержат фактические суммы заработка и отличаются от имеющихся у истца расчетных листков. Истец просила суд установить факт получения ею заработка в органах службы занятости за период с 1979 - 1985 гг.; обязать ответчика выдать соответствующие справки и включить в них суммы фактического заработка в период с 13 ноября 1979г. по 31 декабря 1997г., рассчитанные, в том числе, на основании представленных истцом расчетных листков, а также среднего заработка согласно штатному расписанию занимаемой должности.
29 октября 2015 года Советский районный суд г. Брянска постановилрешение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 29 октября 2015 года. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы обращения в суд.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., выслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 13.11.1979 года была принята секретарем - машинисткой в бюро по трудоустройству и информации населения г. Брянска и осуществляла трудовую деятельность в органах службы занятости в период с 13.11.1979 г. по 31.12.1997 г. на различных должностях.
Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" ФИО1 была назначена пенсия по старости с 15.07.1999 года. Для расчета пенсии были представлены справки о заработной плате за период с 01.01.1996 г. по 31.12.1997 г. из ЦЗН Советского района г. Брянска.
Согласна справке МСЭ-011 N от 2001г., ФИО1 бессрочно установлена вторая группа инвалидности. В связи с чем, с 01.04.2005 года ФИО1 назначена государственная пенсия по инвалидности 2 группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, в соответствии с п.п.1 п.2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001г. N 166-ФЗ в размере "данные изъяты". (с учетом надбавки на иждивенца). В дальнейшем размер пенсии изменялся в связи с индексацией государственной пенсии. В настоящее время размер пенсии истца составляет "данные изъяты". Кроме этого, ФИО1 производится ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории "инвалиды 2 группы" в соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Размер ЕДВ составляет "данные изъяты". (в том числе "данные изъяты". на оплату набора социальных услуг - НСУ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно действующему в периоды работы истца Закону РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве (статья 89).
В соответствии с п. 6 ранее действовавшей Временной инструкции о порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР", утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 31.05.1991 N 102, взносы начисляются предприятиями на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме, из которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" исчисляется пенсия, в том числе, штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Взносы начисляются на заработок без вычета удержаний налогов (подоходного, на холостяков, одиноких и малосемейных граждан). При этом не имеют значения источники финансирования этих выплат, статей и видов платежных документов (расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и т.п.), документы, по которым были произведены расчеты по заработку (доходу). Пунктом 7 вышеназванной Временной Инструкции был предусмотрен перечень выплат, на которые взносы не начисляются.
Впоследствии, перечень выплат, на которые не начисляются взносы в ПФР, был определен Постановлением правления ПФР от 11 ноября 1994 года N 258, и содержал в себе все виды пособий, выплачиваемых из средств фонда социального страхования, в т. ч. пособие по временной нетрудоспособности; дотации на обеды; оплата проездных билетов; оплата коммунальных услуг; стоимость рациона бесплатного коллективного питания; единовременные поощрительные выплаты в связи с праздничными днями, являющимися нерабочими по трудовому законодательству Российской Федерации, профессиональными праздниками, юбилейными датами, днями рождения, с уходом на пенсию.
Оценивая доводы рассматриваемого иска применительно к вышеизложенным положениям закона, а также к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.1990 г. N 358/16-28 "Об утверждении Перечня видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в справках, предоставленных для исчисления пенсии ФИО1, не подлежал включению ряд выплат: а именно, дотация на питание; оплата проездных билетов; удешевление коммунальных услуг; стоимость продовольственного питания; ценные подарки.
При этом, проверив представленные в материалы дела справки о суммах заработка истца, учитываемых при исчислении пенсий, суд первой инстанции правильно установил, что производимые истцу выплаты, которые не были включены в справки для представления в пенсионный орган, осуществлялись из фонда социального развития. Указанные выплаты не входят в оплату труда, носят социальный характер, а потому не включены в размер пенсии. Взносы по данным выплатам не подлежат отчислению в соответствующие бюджеты для начисления пенсии.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При этом коллегия учитывает, что согласно имеющимся в материалах дела ответам Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Брянской области от 09.06.2000 г., Управления по обеспечению деятельности Архивного отдела Брянской городской администрации N от 24.05.2013 г., ФГКУ "адрес" "Государственный архив Брянской области" - архив документов по личному составу Брянской области N от 31.05.2013 г., Департамента культуры Брянской области N-Л Б от 23.05.2013 г. документы Бюро по трудоустройству и информации населения г. Брянска исполкома Брянского городского Совета народных депутатов по личному составу в указанные учреждения не поступали и на хранение не передавались. В связи с чем, принимая во внимание отсутствие первичных бухгалтерских документов, которые подтверждали бы факты оплаты труда истца в указанные в иске периоды времени в ином размере, оснований для включения в справки для представления в пенсионный орган соответствующих сумм у ответчика не имелось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, исследованной судом и получившей правильную оценку в решении.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 29 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. ПАРАМОНОВА
Судьи областного суда И.М. ФРОЛОВА
Е.В. СИДОРЕНКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.