Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.,
судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В.,
БОБЫЛЕВОЙ Л.Н.,
при секретаре ЗВЕРЕВОЙ Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2016 года по докладу Петраковой Н.П. дело по апелляционной жалобе Пантюхова И.В. на решение Стародубского районного суда Брянской области от 20 ноября 2015 года по делу по иску Пантюхова И.В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Пантюхов И.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в размере "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что приговором Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ он осужден по "данные изъяты" к окончательному наказанию в виде "данные изъяты" лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Постановлением президиума Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в части его осуждения за совершение двух преступлений, предусмотренных "данные изъяты" отменен, производство по делу в указанной части прекращено, в связи с отсутствием состава преступления, за ним признано право на реабилитацию и приговор изменен, из осуждения Пантюхова И.В. "данные изъяты" исключены эпизоды от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, назначенное наказание снижено до "данные изъяты" лишения свободы.
В связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности по "данные изъяты" он отбывал наказание в исправительной колонии особого режима, расположенной в "адрес", где испытал сильные нравственные страдания и переживания, состояние здоровья его резко ухудшилось. С учетом изложенного Пантюхов И.В. просил суд взыскать в его пользу в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере "данные изъяты".
Решением Стародубского районного суда Брянской области от 20 ноября 2015 года исковые требования Пантюхова И.В. удовлетворены частично. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Пантюхова И.В. взыскана компенсация морального вреда в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе Пантюхов И.В. просит решение суда изменить в части размера компенсации морального вреда, указывая, что размер компенсации за незаконное уголовное преследование судом необоснованно занижен, определен судом неверно, без учета обстоятельств дела, его личности и причиненных ему нравственных и физических страданий, в результате длительного пребывания в исправительной колонии особого режима.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., выслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации, изложившего возражения на доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приговором Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Пантюхов И.В. осужден по "данные изъяты" к "данные изъяты" годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима
Постановлением президиума Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в части осуждения Пантюхова И.В. за совершение двух преступлений, предусмотренных "данные изъяты" отменен, производство по делу в указанной части прекращено, в связи с отсутствием состава преступления, за ним признано право на реабилитацию, и изменен, из осуждения Пантюхова И.В. по "данные изъяты" исключены эпизоды от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, назначенное наказание снижено до "данные изъяты" лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьями 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Удовлетворяя частично требования Пантюхова И.В. о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и сделал правильный вывод о том, что требования о компенсации морального вреда основаны на законе, подлежат удовлетворению, поскольку в отношении Пантюхова И.В. имелось незаконное привлечение к уголовной ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда", при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать характер, объем и длительность, причиненных истцу нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, в том числе его возраст и состояние здоровья, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел фактические обстоятельства дела, а именно: обстоятельства привлечения истца к уголовной ответственности, категорию преступлений, в которых он обвинялся, данные о личности истца, степень нравственных страданий, причиненных ему незаконным уголовным преследованием, в связи с чем обоснованно посчитал подлежащим взысканию компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Размер определенной судом компенсации морального вреда соответствует требованиям статей 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации о разумности и справедливости.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основываются на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего законодательства. Оснований сомневаться в правильности оценки судом первой инстанции доказательств, имеющихся в материалах дела, у судебной коллегии не имеется.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации только суду предоставлено право оценивать степень физических и нравственных страданий. Сам по себе моральный вред является нематериальной категорией, несмотря на то, что его компенсация определяется в денежном выражении.
Вопреки доводам апелляционной жалобы при определении суммы компенсации морального вреда судом были приняты во внимание характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий с учетом всех фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и его индивидуальных особенностей.
Ссылка автора жалобы на то, что суд при определении размера компенсации не принял во внимание факт его перевода из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строго режима, подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства судом были исследованы. Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что замена вида исправительного учреждения была произведена по представлению администрации ФКУ ИК- "данные изъяты" "данные изъяты" с учетом положительного поведения Пантюхова И.В. в период отбывания наказания, а не в связи с неправильным применением Почепским районным судом Брянской области норм материального и процессуального права при определении вида и размера наказания.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, что не опровергает выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены, нормы материального права применены правильно.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Оснований к отмене либо изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь абзацем 1 пункта 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стародубского районного суда Брянской области от 20 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда АПОКИНА Е.В.
БОБЫЛЕВА Л.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.