Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей Кулешовой Е.В., Мариной Ж.В.
при секретаре Цыбульской К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Бежицкой районной администрации г.Брянска по доверенности Б.Н.И. на решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 17 ноября 2015 г. по иску Снегирева Д.Д. к Бежицкой районной администрации г.Брянска о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и постановке на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., объяснения Снегирева Д.Д. и его представителя Шараевского А.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Снегирев Д.Д. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является лицом, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение. Он проживал в указанной зоне ( "адрес") с "дата" (с рождения) по "дата"
В соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец обратился в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска N от "дата" истец принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", с составом семьи 1 человек.
Однако распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска N от "дата" истец был снят с жилищного учета в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а так же неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет.
Снегирев Д.Д. просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, а также обязать Бежицкую районную администрацию г.Брянска поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как лицо добровольно выехавшее из зоны проживания с правом на отселение, имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 17 ноября 2015 г. исковые требования Снегирева Д.Д. удовлетворены. Суд признал распоряжение Бежицкой районной администрации N от "дата" о снятии Снегирева Д.Д. с жилищного учета незаконным, отменив его. Суд обязал Бежицкую районную администрацию г.Брянска поставить Снегирева Д.Д. с составом семьи 1 человек, как лицо, выехавшее из зоны проживания с правом на отселение, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с "дата"
В апелляционной жалобе представитель Бежицкой районной администрации г.Брянска Б.Н.И. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что в соответствии со статьей 22 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец не имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 указанного закона.
В возражениях на апелляционную жалобу Снегирев Д.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Бежицкой районной администрации г. Брянска, Департамента строительства и архитектуры Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения истца и его представителя, судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене в связи с тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Из материалов дела следует, что Снегирев Д.Д. родился "дата" в "адрес".
Согласно удостоверению серии ... N, выданному Департаментом строительства и архитектуры Брянской области "дата", Снегирев Д.Д. является лицом, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение, проживал в указанной зоне ( "адрес") с "дата" по "дата" (л.д. ... ).
Снегирев Д.Д. с "дата" зарегистрирован по адресу: "адрес", проживает в данном жилом помещении по договору найма, заключенному с Б.Л.М. Договор найма жилого помещения зарегистрирован в ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" за N от "дата"
"дата" истец обратился в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. ... ).
Распоряжением Бежицкой районной администрации N от "дата" Снегирев Д.Д. (выехавший добровольно из зоны проживания, с правом на отселение) принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с "дата", с составом семьи 1 человек и признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".
Распоряжением Бежицкой районной администрации N от "дата" Снегирев Д.Д. снят с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии Бежицкой районной администрации от "дата", истец снят с жилищного учета, в связи с выявлением в представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет, сведений не соответствующих действительности, а так же неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет (п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ).
Суд, удовлетворяя заявленные исковые требования, пришел к выводу о том, что истец с рождения проживал в зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем приобрел право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Суд сослался на то, что нормы части 2 и части 3 ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) распространяются на граждан, переселившихся после "дата" на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение. Снегирев Д.Д. в указанные зоны после "дата" не переселялся.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Одной из мер социальной поддержки, предусмотренной ст. 17 Закона, является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ст. 17 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с частью 2 и частью 3 ст. 22 Закона гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона (ч. 2). Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются (ч. 3).
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 1007-О Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане (определения от 6 ноября 2014 года N 2636-О и N 2671-О).
Предусматривая право граждан, указанных в частях 2 и 3 ст. 22 Закона, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона, законодатель связал его возникновение с условием возникновения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. Указанные положения части 2 и части 3 ст. 22 Закона распространяются и на лиц, которые родились в зоне отселения и в зоне проживания с правом на отселение в связи с тем, что они находятся в одинаковых условиях с лицами, переселившимися в указанные зоны, для которых Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного их здоровью и имуществу. Истец не находился в зоне проживания с правом на отселение в период с "дата" по "дата" (наибольшего воздействия уровня радиоактивного загрязнения зоны), в связи с чем он не может приобрести права на меры социальной поддержки, равные с лицами, которые пострадали от чернобыльской катастрофы в указанной период времени в данной зоне.
Таким образом, судебная коллегия считает, что Снегирев Д.Д., родившийся "дата" в зоне проживания с правом на отселение, не приобрел право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилищных условий, так как у него не возникло право выхода на пенсию по основаниям, связанным в проживанием в радиоактивных зонах. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции и не имелось оснований для признания незаконным распоряжения администрации от "дата" N и постановке истца на жилищный учет с "дата"
В соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В связи с тем, что судом при рассмотрении дела неправильно были применены нормы материального права, решение суда в силу ч. 1 п. 4 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Снегирева Д.Д.
При этом следует обратить внимание на то, что истцом были заявлены требования о признании за ним права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и возложении на администрацию обязанности о постановке на жилищный учет. Суд принял решение о признании незаконным распоряжения Бежицкой районной администрации N от "дата", и возложил на ответчика обязанность поставить Снегирева Д.Д. на жилищный учет. Суд апелляционной инстанции считает необходимым, отменяя решение суда, отказать Снегиреву Д.Д. в заявленных исковых требованиях о признании за ним права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и постановке на жилищный учет.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 17 ноября 2015 г. отменить. Принять по делу новое решение.
Отказать Снегиреву Д.Д. в удовлетворении иска к Бежицкой районной администрации г.Брянска о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и постановке на жилищный учет.
Председательствующий Киселева Е.А.
Судьи Кулешова Е.В.
Марина Ж.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.