судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.,
судей Пшеничниковой С.В., Клиенко Л.А.,
при секретаре Мешвез М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район Лукашенко Н.В. на решение Ейского городского суда от 06 октября 2015 года,
по докладу судьи Краснодарского краевого суда Пшеничниковой С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Третьякова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда (далее УПФ) РФ (ГУ) в муниципальном образовании (далее МО) Ейский район о признании решения незаконным и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в МО Ейский район по доверенности Дмитриева С.Л. исковые требования Третьяковой О.Н. не признала.
Обжалуемым решением Ейского городского суда от 06 октября 2015 года признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в МО Ейский район от 27 апреля 2015 года N548 в части отказ Третьяковой Ольге Николаевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
УПФ РФ в МО Ейский район обязано зачесть Третьяковой О.Н. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 1 сентября 2003 года по 31 октября 2011 года - врачом-педиатром в детском поликлиническом отделении N2 педиатрического отделения МУЗ Ейского района "ЦРБ";
С 1 ноября 2011 года по 25 января 2015 года врачом педиатром участковым в детском поликлиническом отделении N2 педиатрического отделения МУЗ Ейского района "Центральная районная больница";
Периоды с 8 июля 1998 года по 8 августа 1998 года и с 26 ноября 2011 года по 22 декабря 2001 года - нахождения в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации.
В результате истице назначена досрочная стразовая пенсия с момента возникновения права, то есть с 26 января 2015 года.
В апелляционной жалобе начальник УПФ РФ в МО Ейский район Лукашенко Н.В. ставит вопрос об отмене судебного акта, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям, дана неверная оценка доказательствам, представленным истцом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения Третьяковой О.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковое заявление Третьяковой О.Н., суд первой инстанции сослался на выводы эксперта, в соответствии с которыми характер и условия труда Третьяковой О.Н. в спорные периоды в должности врача-педиатра соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и назначения пенсии.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающим основания возникновения, порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30
.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "O списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, спорные периоды деятельности истца с 01.09.2003 года по 31.10.2011 года, с 01.11.2011 по 25.01.2015 года в качестве врача-педиатра в детском поликлиническом отделении N 2 педиатрического отделения МУЗ Ейского района "Центральная районная больница" решением Комиссии УПФ РФ (ГУ) в муниципальном образовании учтены в стаж лечебной деятельности календарно.
По общим правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781, периоды работы в соответствующих должностях и учреждениях засчитываются в медицинский стаж в календарном порядке, то есть год работы за год стажа.
Однако Правила предусматривают два случая, когда стаж исчисляется в льготном порядке, а именно - исчисление стажа с учетом работы в сельской местности или в поселке городского типа.
В этом случае согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке; 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Исходя из смысла и содержания подп. "а" п. 5 Правил юридически значимым условием в целях исчисления медицинского стажа с учетом льготного порядка, когда один год засчитывается за один год и три месяца, является факт осуществления трудовой деятельности в учреждении, расположенном непосредственно в сельской местности либо поселке городского типа, при соблюдении прочих условий, установленных указанными Правилами.
Данные сведения должны быть подтверждены документально.
Для подтверждения сведений о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, рассматриваются первичные документы, отражающие фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям Федерального закона "О страховых пенсиях".
Для подтверждения факта работы застрахованных лиц в той или иной должности рассматриваются приказы по организации или ее структурному подразделению о зачислении на работу, штатное расписание, табели учета рабочего времени.
Определяющим фактором для отнесения лечебной или иной работы по охране здоровья населения к работе в городе, сельской местности, поселках городского типа является статус населенного пункта, на территории которого находится организация.
Документы, подтверждающие работу Третьяковой О.Н. в сельской местности в период с 01.09.2003 года по 31.10.2011 года, с 01.11.2011 года по 25.01.2015 года не представлены при обращении за назначением пенсии в УПФ РФ (ГУ) в муниципальном образовании, равно как и в судебное заседание при рассмотрении дела.
Согласно трудовому договору основное место работы Третьяковой О.Н. - Детское поликлиническое отделение N 2 структурное подразделение МУЗ Ейского района "Центральная районная больница", которое расположено по адресу: " ... "
Согласно справке, уточняющей особый характер и условия труда от 6 марта 2015 года N 17, выданной главным врачом МБУЗ МО Ейский район "ЦРБ" на основании штатного расписания и приказов по личному составу, Третьякова О.Н. работала в МУЗ "ЕЦРБ" в детском поликлиническом отделении N 2 педиатрического отделения.
Об ином месте расположения детского поликлинического отделения N2 педиатрического отделения сведения отсутствуют как в приказах по личному составу, так и в штатном расписании, и в учредительных документах МУЗ "ЕЦРБ".
Данный факт подтвержден также в процессе документальной проверки первичных документов больницы от 24.04.2015 года, проводимой Управлением с целью уточнения достоверности отнесения местности, в которой протекала деятельность истца, к городу.
Для проверки представлены штатные расписания за 2003-2015 годы, приказы по личному составу, тарификационные списки, карточки, справки по начислению заработной платы.
В представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие работу истца в структурном подразделении МУЗ "ЕЦРБ", расположенном в сельской местности.
В штатных расписаниях за 2003-2015 годы усматривается наличие структурного подразделения "детское поликлиническое отделение N 2", в составе которого значится педиатрическое отделение.
Сведения о том, что трудовая деятельность врачей педиатров педиатрического отделения осуществлялась на территории пос. Краснофлотский из штатного расписания не усматриваются, к тому же в штате педиатрического отделения за период с 2003 по 2015 годы осуществляло трудовую деятельность от 10 до 13 врачей; не имелось разделения по штату на врачей, занятых обслуживание детей в городе или сельской местности.
Факт работы истца в спорный период в сельской местности установлен судом на выводах государственной экспертизы условий труда.
Экспертом в ходе проведения экспертизы для подтверждения места работы истца исследованы амбулаторные карты больных 2001-2003 года рождения, на основании которых экспертом сделан вывод, что Третьяковой О.Н. в спорный период обслуживались дети, проживающие в сельской местности и, что истица получала и получает компенсационные выплаты в размере 25% к окладу, как за работу в сельской местности..
Но правоустанавливающим фактом для исчисления медицинского стажа в льготном исчислении является не факт оказания услуг сельским жителям, а факт осуществления медицинским работником лечебной деятельности в сельской местности.
Судом оставлено без внимания, что осуществлять прием и лечение жителей поселка истец имела возможность и находясь на рабочем месте в городе. При этом в амбулаторных картах указывается место жительства больных, а не место работы врача.
Статьей 57 Трудового Кодекса РФ установлено, что в трудовом договоре обязательно указывается место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. Основанием для определения места работы сотрудника, при составлении трудового договора может являться штатное расписание в совокупности с учредительными документами организации, которые регламентируют и наличие структурных подразделений (обособленных структурных подразделений).
В трудовом договоре истца отражено только одно местонахождение ее работы, а именно: " ... "
В штатном расписании ЕЦРБ отсутствуют сведения об ином местонахождении структурного подразделения, в котором осуществляла бы свою трудовую деятельность Третьякова О.Н.
При этом следует отметить, что медицинская карта (амбулаторная карта) пациента является учетным медицинским документом и заполняется на больного. В ней отражается характер течения заболевания, а также все диагностические и лечебные мероприятия. Следовательно, данный документ не может в себе содержать сведения об условиях и месте работы сотрудника.
Таким образом, истцом документально не подтвержден факт осуществления лечебной деятельности в сельской местности, а подтвержден факт деятельности по обслуживанию сельского населения на территории города Ейска.
Кроме того, отсутствуют правовые основания для включения в медицинский стаж для досрочного назначения пенсии периодов нахождения истца в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации с 08.07.1998 года по 08.08.1998 года, с 26.11.2001 года по 2212.2001 года, так как в указанные периоды истцом не осуществлялась трудовая деятельность в соответствии с функциональными обязанностями и в данные спорные периоды Третьякова О.Н. не занималась лечебной либо иной работой по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, решение Ейского городского суда от 06 октября 2015 года подлежит отмене, а исковое заявление Третьяковой Ольги Николаевны к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) Ейский район о признании решения незаконным и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии подлежащим оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район Лукашенко Н.В. удовлетворить.
Решение Ейского городского суда от 06 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление Третьяковой Ольги Николаевны к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) Ейский район о признании решения незаконным и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.