Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей: Сидорова В.В., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Морозовой Н.А.,
при секретаре Иванове П.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Темрюкский район на основании доверенности Оборина А.А. на решение Темрюкского районного суда от 24 июля 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Трякин А.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Темрюкский район о возложении обязанности выдать ООО "НК "Приазовнефть" разрешение на строительство нефтегазопровода от скважины N 1 месторождения "Новое" до ГЗУ "Чумаковская" на территории Темрюкского района.
В обоснование требований указано, что 8 декабря 2014 г. между ним и ООО "НК "Приазовнефть" заключен договор подряда на выполнение комплекса землеустроительных работ и оказание иных услуг, связанных с оформлением землеустроительной документации, прав пользования земельными участками и получения разрешения на строительство нефтегазопровода от скважины N 1 месторождения "Новое" до ГЗУ Чумаковская" на территории Краснодарского края. Обязательства с его стороны выполнены, за исключением получения и передачи ООО "НК "Приазовнефть" разрешения на строительство нефтегазопровода от скважины N1 месторождения "Новое" до ГЗУ Чумаковская". Решением администрации муниципального образования Темрюкский район от 18 июня 2015 г. N " ... " ООО "НК "Приазовнефть" отказано в выдаче разрешения по основаниям непредставления ООО "НК "Приазовнефть" в полном объеме правоустанавливающих документов на земельный участок и наличия особо охраняемой природной территории на площадях, по которым предполагается строительство линейного объекта. Трякин А.Ю. полагает, что указанное решение препятствует ему выполнить договорные обязательства, получить оплату стоимости выполненных работ и понесенных расходов.
Решение Темрюкского районного суда от 24 июля 2015 г. требования Трякина А.Ю. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителей администрации муниципального образования Темрюкский район на основании доверенностей Оборина А.А. и Шаповал О.В., настаивавших на удовлетворении жалобы, представителя Трякина А.Ю. на основании доверенности Рополо Д.А., представителя ООО "НК "Приазовнефть" на основании доверенности Коренькова А.Н., полагавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором подряда N " ... " от 08 декабря 2014 г., заключенного между ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" в лице генерального директора Шмакова А.В. и Трякиным А.Ю., заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить комплекс землеустроительных работ и иные услуги, связанные с оформлением землеустроительной документации, прав пользования земельными участками и получения разрешения на строительство нефтегазопровода от скважины N 1 месторождения "Новое" до ГЗУ "Чумаковская" на территории Краснодарского края.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что оплата выполненных работ производиться заказчиком в течение 30 календарных дней после подписанного сторонами акта приемки выполненных работ при передачи подрядчиком конечного документа - разрешения на строительство нефтегазопровода от скважины N 1 месторождения "Новое" до ГЗУ "Чумаковская" на территории Краснодарского края.
Согласно письму от 18 июня 2015 г. " ... " администрацией муниципального образования Темрюкский район ООО "НК "Приазовнефть" отказано в выдаче разрешения на строительство нефтегазопровода в виду отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен линейный объект; поскольку объект расположен в границах водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и Протокой Восточного Приазовья, имеющих международное значение и выделенных в особо охраняемую территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов, что требует положительное заключение государственной экологический экспертизы; отсутствия у ответчика полномочий выдавать разрешение на строительство, так как данная территория не относиться к особо охраняемым территориям местного значения.
При этом, судом установлено, что между правообладателем земельных участков ГСП "Светлый путь" и пользователем ООО "НК "Приазовнефть" заключены: соглашение " ... " от 22 апреля 2015 г. об установлении сервитута в отношении тридцати шести частей земельного участка с кадастровым номером " ... "; соглашение " ... " от 22 апреля 2015 г. об установлении сервитута в отношении шести частей земельного участка с кадастровым номером " ... "; соглашение " ... " от 22 апреля 2015 г. об установлении сервитута в отношении двух частей земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Указанные соглашения об установлении сервитутов заключены сроком на 11 месяцев, и в силу пункта 4 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ не требуют государственной регистрации.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом судом первой инстанции установлено, что документы, необходимые для получения разрешения на строительство, были предоставлены застройщиком в орган местного самоуправления в полном объеме.
Как правомерно указал суд, в письме администрации муниципального образования Темрюкский район от 18 июня 2015 г. N " ... " не указано в чем заключается неполнота представленных правоустанавливающих документов на земельный участок и каким нормам права они не соответствуют, также не содержится доводов о несоответствии представленной проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, препятствующих выдачи разрешения на строительство.
Судом не установлено несоответствий заявления о выдаче разрешения на строительство нефтегазопровода и приложенных к нему документов требованиям Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем, ссылку в письме об отсутствии в предоставленном пакете документов правоустанавливающих документов на земельный участок, суд обоснованно посчитал несостоятельной.
Кроме того, в соответствии с положениями статей 2, 8, 14, 19, 23, 26, 28 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривается, что для учреждения (создания) особо охраняемых природных территорий необходимо принятие соответствующего распорядительного акта уполномоченного органа власти Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. При создании особо охраняемой природной территории должны быть определены в соответствии со статьей 2 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" ее категория (государственный природный заповедник; национальный парк; природный парк; государственный природный заказник; памятник природы; дендрологический парк или ботанический сад) и уровень значения (местный, региональный, федеральный).
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 г. N 413, принятого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц от 2 февраля 1971 года", утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья; утверждены границы водно-болотных угодий; создана межведомственная комиссия для обеспечения координации работ по обеспечению обязательств Российской Федерации; выделены средства для проведения инвентаризации водно-болотных угодий, уточнения их границ и создания банка данных по состоянию угодий; межведомственной комиссии предписано разрабатывать и вносить на рассмотрение органов исполнительной власти и местного самоуправления рекомендации по предоставлению земельных участков и определению режима хозяйственной деятельности на территории угодий, при этом текст постановления не содержит пунктов постановляющих создание особо охраняемой природной территории, а также определяющих ее категории и значения.
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.) закрепляет на международном уровне необходимость охраны водно-болотных угодий и порядок взаимодействия договаривающихся стран при осуществлении данной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1050 утвержден список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение, и предписано органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ определить границы водно-болотных угодий; разработать и утвердить положения о расположенных на их территориях водно-болотных угодьях, определив порядок природопользования и охраны для указанных водно-болотных угодий.
В соответствии с постановлением (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. N 1200 в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и пользование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства на 2014-2020гг.", министерству природных ресурсов Краснодарского края поручено в рамках уточнения границ водно-болотных угодий разработать мероприятия по образованию, управлению и охране особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Как следует из письма Минприроды России от 16 января 2014 г. N 12-47 согласно представленной схеме трассы, на участке разработки природоохранной документации по объекту: "Строительство нефтегазопровода от скважины N 1 месторождения "Новое" до ГЗУ Чумаковская", расположенном в Темрюкском районе Краснодарского края, особо охраняемые природные территории федерального значения отсутствуют.
Из письма Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 14 октября 2010 г. N " ... " также следует, что на территории объекта "Строительство нефтегазопровода от скважины N 1 месторождения "Новое" до ГЗУ Чумаковская" особо охраняемые природные территории регионального и местного значения отсутствуют.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о несостоятельности доводов ответчика о наличии особо охраняемой природной территории на объекте строительства нефтегазопровода.
Поскольку в границах предполагаемого строительства нефтегазопровода особо охраняемая природная территория не установлена, то положения пункта 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ о государственной экологической экспертизе проектной документации не применимы к рассматриваемым отношениям, в связи с чем, довод ответчика о необходимости представления положительного заключения государственной экологической экспертизы не обоснован.
При таких обстоятельствах несостоятельны и доводы, изложенные в письме от 18 июня 2015 N " ... ", об отсутствии у администрации района полномочий выдавать разрешение на строительство, так как данная территория не относится к особо охраняемым территориям местного значения.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство, выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
Поскольку строительство нефтегазопровода предполагается на территории Курчанского сельского поселения Темрюкского района и на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района, обоснованным является вывод суда о том, что администрация муниципального образования Темрюкский район является уполномоченным органом на выдачу ООО "НК "Приазовнефть" разрешения на строительство рассматриваемого линейного объекта - нефтегазопровода.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда от 24 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Темрюкский район на основании доверенности Оборина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.