Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Казакова Д.А., Борисихиной С.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
с участием прокурора Давыдова А.А.
при секретаре Бондаренко Д.И.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования Крыловский район Демирова В.Г. на решение Крыловского районного суда от 07.10.2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Крыловского района в интересах Коваленко М.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Крыловский район об обязании Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществить расходы за счет средств краевого бюджета по обеспечению Коваленко М.А. благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Крыловский район по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по месту жительства; об обязании администрации муниципального образования Крыловский район предоставить Коваленко М.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Крыловский район по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям по месту жительства.
В обоснование требований прокурор указал, что в прокуратуру Крыловского района обратился Коваленко М.А. с заявлением о защите его жилищных прав. По доводам, изложенным в заявлении, была проведена проверка, по результатам которой установлено следующее: Коваленко М.А. является лицом из числа детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от N 1993-жс от 27.08.2013 года "О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" он был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени Коваленко М.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен. Полагает, что не предоставление Коваленко М.А. вне очереди жилого помещения нарушает его права, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Обжалуемым решением Белореченского районного суда от 07.10.2015 года исковые требования, заявленные прокурором Крыловского района в интересах Коваленко М.А., удовлетворены. Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края обязано осуществить расходы за счет средств краевого бюджета по обеспечению Коваленко М.А. благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Крыловский район по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по месту жительства. Администрация муниципального образования Крыловский район обязана предоставить Коваленко М.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Крыловский район по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям по месту жительства.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования Крыловский район Демиров В.Г. просит решение суда первой инстанции отменить, указав, что данное решение является незаконным, поскольку судом при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда представитель Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края и представитель администрации муниципального образования Крыловский районе не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.113,116 ГПК РФ, о чем в материалах дела имеются соответствующие телефонограммы, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Краснодарского края от 26.12.2012 года N 2645-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 03.06.2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений" в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Этим же Законом ст. 7 дополнена ст. 7.1 "финансирование расходов на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой расходы на и реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Положениями ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года N 805-КЗ наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, том числе и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае", в части приобретения, строительства (в том числе в долевом строительстве) жилых помещений и включении таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из вышеизложенного следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст.1 вышеуказанного Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года N743, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а так же опеки, попечительства, патронажа защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае. Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в том числе и по вопросам доставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Коваленко М.А., 15.02.1996 года рождения, состоит на учете по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений от 29.07.2013 года N 27/2013-131, сведения о Коваленко М.А., как правообладателе недвижимого имущества, отсутствуют.
Из справки, выданной филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по Крыловскому району N 1174-07 от 25.07.2013 года следует, что Коваленко М.А. не числился и не числится собственником объектов недвижимого имущества в Крыловском районе.
Доводы администрации муниципального образования Крыловский район об отсутствии денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не могут быть приняты во внимание.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года N 250-0-П, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, в том числе и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из таблицы 31 приложения 22 к Закону Краснодарского края от 18.12.2013 года N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" муниципальному образованию Крыловский район выделена из краевого бюджета субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, тем самым муниципальное образование Крыловский район обладает бюджетными полномочиями по обеспечению бюджетных обязательств.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные прокурором Крыловского района в интересах Коваленко М.А. о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального образования по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Крыловского районного суда от 07.10.2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы муниципального образования Крыловский район Демирова В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.