Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
с участием защитника Разумкова А.А., прокурора Коростыленко Ю.Е.,
при секретаре судебного заседания Родионовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Омсукчанская районная больница" на постановление судьи Омсукчанского районного суда Магаданской области от 04 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Омсукчанская районная больница",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Омсукчанского районного суда Магаданской области от 04 декабря 2015 года с учетом определения судьи Омсукчанского районного суда Магаданской области от 28 декабря 2015 года об устранении описки Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Омсукчанская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Омсукчанская районная больница", Учреждение) признано виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, законный представитель МОГБУЗ "Омсукчанская районная больница" Носкова Л.М. ставит вопрос об отмене судебного постановления, считая его незаконным необоснованным.
Полагает, что дело об административном правонарушении не было рассмотрено судьей всесторонне, полно и объективно.
Так, в ходе рассмотрения дела судьей фактически не устанавливались и не нашли своего отражения в судебном акте обстоятельства, которые повлекли за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, что свидетельствует о недоказанности факта грубого нарушения лицензионных требований.
Кроме того судьей не выяснялся вопрос о наличии либо отсутствии каких-либо поводов для вызова скорой медицинской помощи из перечисленных в пунктах 11 и 13 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388н.
Обращает внимание на то, что в обжалуемом постановлении отсутствует указание на конкретное грубое нарушение, из числа предусмотренных в пункте 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, в связи с чем неясно, за какие грубые нарушения требований лицензии Учреждение привлечено к административной ответственности.
В возражениях на жалобу прокурор Омсукчанского района считает постановление судьи законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального права.
Выслушав пояснения защитника Разумкова А.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Коростыленко Ю.Е., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены судебного постановления.
Основной деятельностью МОГБУЗ "Омсукчанская районная больница" согласно Уставу является оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
МОГБУЗ "Омсукчанская районная больница" имеет лицензию N ... от "дата" на осуществление медицинской деятельности, в том числе по предоставлению услуг при оказании скорой медицинской помощи.
За осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом понятие грубого нарушения в соответствии с примечанием к указанной статье устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением в данном случае понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Часть 11 статьи 19 указанного Закона содержит исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности, который устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, в том числе, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Таким образом, для квалификации действий лица по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ необходимо установить нарушение лицензиатом требований лицензии, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении, в числе прочего, подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что 13 октября 2015 года в 19 час. 02 мин. фельдшер отделения скорой медицинской помощи МОГБУЗ "Омсукчанская районная больница" С. не выехала на поступивший вызов П. и не оказала скорую медицинскую помощь, ограничившись устной консультацией по телефону, что создало реальную угрозу причинения вреда П.
Обстоятельства совершения правонарушения и вину юридического лица судья районного суда посчитал установленными и доказанными, в связи с чем привлек МОГБУЗ "Омсукчанская районная больница" к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 28. 2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении должно быть указано, помимо иных предусмотренных данной статьей данных, событие административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 октября 2015 года не соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку из его содержания не следует, какие именно нарушения лицензионных требований из числа предусмотренных пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности были допущены Учреждением при осуществлении своей деятельности, повлекшие, в свою очередь, последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". То есть фактически в постановлении отсутствует описание события административного правонарушения, что является его существенным недостатком, влекущим возвращение постановления прокурору (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).
Судья районного суда требования пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ не учел, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурору для устранения недостатков не вернул, и пришел к выводу о доказанности наличия в действиях МОГБУЗ "Омсукчанская районная больница" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Между тем в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу, полученных с нарушением закона.
Поскольку нормами КоАП РФ не предусмотрена возможность возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на стадии пересмотра судебного постановления, то наличие в указанном постановлении существенных недостатков, выявленных в ходе рассмотрения жалобы, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ влечет его признание недопустимым доказательством.
Признание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу является основанием для отмены постановления судьи Омсукчанского районного суда от 04 декабря 2015 года и прекращения производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление судьи.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
жалобу Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Омсукчанская районная больница" удовлетворить.
Постановление судьи Омсукчанского районного суда Магаданской области от 04 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Омсукчанская районная больница", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья Л.Н. Баюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.