Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бобылева С.В.,
судей Баюры Л.Н., Кречетова А.А.,
при секретаре Алексеенко Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области" о признании незаконным протеста прокуратуры Магаданской области N ... от 09 октября 2015 года,
по апелляционной жалобе федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2015 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., пояснения представителя федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области" Егоровой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Риксена А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области, Учреждение) обратилось в Магаданский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным протеста прокуратуры Магаданской области N ... от 09 октября 2015 года о внесении изменений в пункт 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка для сотрудников, рабочих и служащих ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области, которым для сотрудников-женщин Учреждения установлена 40-часовая рабочая неделя.
В обоснование иска указало, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы установлены отдельными правовыми нормами. Сотрудники ФСИН, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, проходят службу по контракту, а не работают по трудовому договору, и получают за это денежное довольствие, а не заработную плату. Нормы трудового законодательства на них не распространяются.
Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения разработаны и утверждены в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, которое не предусматривает сокращенную рабочую неделю для женщин, а устанавливает 40-часовую продолжительность рабочей недели для всех сотрудников.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2015 года в удовлетворении административного иска Учреждения отказано.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области ставит вопрос об отмене решения Магаданского городского суда.
В качестве оснований к отмене судебного постановления приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Указывает, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" разработаны и утверждены Правила (приказ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области от 26 июня 2015 года), согласно которым для всех аттестованных сотрудников Учреждения установлена 40-часовая рабочая неделя.
Обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 44 Положения перечень должностей сотрудников, для которых устанавливается сокращенный рабочий день, а также порядок и условия предоставления им сокращенного рабочего дня определяется Минюстом РФ. Нормативными правовыми актами Минюста РФ установление сокращенного рабочего времени сотрудникам женского пола, проходящим службу в районах Крайнего Севера, не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца и прокурора, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о прокуратуре РФ) прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (пункт 2 статьи 23 Закона о прокуратуре РФ).
Судом по делу установлено, что 09 октября 2015 года прокуратурой Магаданской области принесен протест начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Д. на пункт 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка для сотрудников, рабочих и служащих ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области.
Как указано в оспариваемом протесте, приказом начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области от 26 июня 2015 года N 213 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников, рабочих и служащих ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области, пункт 5.1 которых противоречит требованиям федерального трудового законодательства, подлежит изменению и приведению в соответствие с действующим законодательством в 10-дневный срок с момента поступления протеста.
Основанием для принесения протеста послужило то, что названным пунктом Правил внутреннего трудового распорядка Учреждения установлена 40-часовая продолжительность рабочей недели для всех его сотрудников, включая женщин, тогда как исходя из положений части 3, 7 статьи 11, статьи 320 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 44 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, для всех женщин, работающих в районах Крайнего Севера, в том числе в государственных органах, в которых предусмотрена правоохранительная служба, еженедельная продолжительность работы не должна превышать 36 часов, в связи с чем установление для сотрудников-женщин 40-часовой рабочей недели создает предпосылки для дискриминации их трудовых прав по должностному признаку.
Признавая обоснованным протест прокурора, суд первой инстанции пришел к верному выводу о противоречии локального нормативного акта Учреждения трудовому законодательству Российской Федерации, действовавшему на дату его утверждения. Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным исходя из следующего.
В соответствии с абзацем 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Абзацем первым статьи 21 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
В соответствии с абзацем первым статьи 44 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени.
Согласно пункту 14.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06 июня 2005 года N 76, правила внутреннего трудового распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы разрабатываются в строгом соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. Перечень должностей сотрудников, для которых устанавливается сокращенный рабочий день, и условия его предоставления определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.
Согласно абзацу второму статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Отдельным категориям работников Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - менее 40 часов в неделю (абзацы первый-пятый, девятый статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации).
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (абзац шестой статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 320 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Данной правовой нормой в соответствии с абзацем девятым статьи 92, статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в качестве государственной гарантии лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу абзаца седьмого статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется:
- на государственных гражданских служащих - в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе;
- на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, - с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года N 1).
На основании изложенного, продолжительность рабочего времени женщин, проходящих государственную службу в органах уголовно-исполнительной системы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не урегулированная специальным законодательством о государственной службе, в соответствии с абзацем девятым статьи 92, статьями 313, 320 Трудового кодекса Российской Федерации составляет 36 часов в неделю.
Между тем Пункт 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области, в нарушение приведенных выше норм трудового законодательства устанавливает 40-часовую рабочую неделю для женщин-сотрудников, несущих в Учреждении государственную службу по контракту о службе в уголовно-исполнительной системе.
Кроме того, пунктами 2.1, 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области для рабочих и служащих (женщин), работающих в Учреждении по трудовому договору, установлена 36-часовая продолжительность рабочей недели, что свидетельствует об установлении в Учреждении, в нарушение статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей дискриминацию в сфере труда, различной продолжительности рабочего времени женщин в зависимости от занимаемой должности.
Установив, что прокурором Магаданской области соблюдены полномочия, порядок и основания для принесения протеста N ... от 09 октября 2015 года, содержание протеста соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, при этом нарушений прав и законных интересов Учреждения прокурором не допущено, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области.
Судебная коллегия полагает суждение Магаданского городского суда основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела, оснований не согласиться с ним не имеется.
Исходя из изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Магаданского городского суда от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области" - без удовлетворения.
Председательствующий Бобылев С.В.
Судьи Баюра Л.Н.
Кречетов А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.