Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Сергеевой С.М., Никулина П.Н.,
при секретаре Кудрявовой М.Н.,
с участием прокурора Щёголевой Т.В.
адвоката Хрипачевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 11 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе истца Быковой Т.А. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 23 сентября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Быковой Т. А. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать.
В удовлетворении требований Быковой Т. А. к ГБУЗ Владимирской области "Муромская городская больницы N1" отказать.
Взыскать с Быковой Т. А. госпошлину в сумме **** рублей в бюджет округа Муром.
Заслушав доклад судьи Никулина П.Н., объяснения истца Быковой Т.А., её представителя адвоката Хрипачевой А.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Анисимова А.Н., возражавшего в её удовлетворении, заключение прокурора Щёголевой Т.В., полгавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Быкова Т.А. с **** г. по **** г. находилась на стационарном лечении в хирургическом отделении N 5 Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина Российской Академии медицинских наук (далее РОНЦ им.Н.Н.Блохина РАМН), куда обратилась с диагнозом ****.
**** г. ей была выполнена ****, проведено лечение в соответствии с Московскими городскими стандартами стационарной помощи. Выписана с улучшением с диагнозом : ****. Ей было рекомендовано проведение **** курсов полихимиотерапии по схеме одновременно с препаратом "Герцептин" в дозе **** мг/кг раз в **** недели в течение года под контролем анализов крови и ЭхоКГ.
При обращении Быковой Т.А. в ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" /далее ГБУЗ ВО "ОКОД"/ ей **** г., при наличии материальных ресурсов, было рекомендовано проведение курсов химиитерапии с препаратом "Герцептин", при его отсутствии курсы паллиативной химиотерапии /ПХТ/ по схеме: "Доцетаксел" + "Доксорубин".
Периодически с **** г. по **** г. Быкова Т.А. проходила стационарное лечение в онкологическом отделении ГБУЗ Владимирской области "Муромская городская больницы N 1" /далее ГБУЗ ВО "МГБ N 1"/, всего было пройдено **** курсов химиотерапии, из которых **** курсов препаратом "Герцептин", предоставленным ГБУЗ ВО "МГБ N1" бесплатно. Для прохождения **** курсов указанным препаратом Быкова Т.А. приобрела его самостоятельно на общую сумму **** руб.
Быкова Т.А. обратилась в суд с иском к ГБУЗ ВО "МГБ N 1", Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области и с учётом его уточнений просила взыскать с последнего убытки в сумме **** руб. и компенсацию морального вреда в сумме **** руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что будучи онкологической больной для обеспечения препаратом "Герцептин" обращалась непосредственно к главному врачу ГБУЗ ВО "МГБ N 1" и в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, который в письме от **** г. подтвердил её право на получение указанного лекарства бесплатно за счет средств областного бюджета. Выявленное у неё заболевание включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715, а рекомендованный ей препарат "Герцептин" входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 г. N 2199-р, действие которого распоряжением Правительства РФ от 19.12.2013 г. N 2427-р распространено и на 2014 г. В стандарт медицинской помощи больным со злокачественным новообразованием молочной железы включен препарат "Трастузумаб" (международное наименование препарата "Герцептин"). Бездействие должностных лиц Департамента здравоохранения администрации Владимирской области по обеспечению её лекарственным препаратом "Герцептин" причинило ей моральный вред, который выразился в нравственных страданиях.
В судебное заседание истец Быкова Т.А. не явилась, её представитель адвокат Хрипачева А.А. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Анисимов А.Н. исковые требования не признал, указав, что стандарт оказания медицинской помощи больным с злокачественными новообразованиями молочной железы, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2005 г. N 744, а также Стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии, утвержденный приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 г. N 723н, предусматривают условия оказания помощи назначенными препаратами в условиях специализированного стационара. Стационарное лечение предусматривает предоставление необходимых лекарственных препаратов за счет средств медицинского учреждения с источником финансирования из фонда обязательного медицинского страхования. В соответствии с п. 24 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. N 1175н, при оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях назначение лекарственных препаратов производится медицинским работником единолично без выписывания рецепта. Полагал, что истец находясь на стационарном лечении в ГБУЗ ВО "МГБ N1" необходимые лекарственные препараты должна была получать бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования. Запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях. Согласно инструкции по медицинскому применению лекарственный препарат "Герцептин" ("Трастузумаб") требует внутривенного капельного введения, которое должно осуществляться квалифицированным медицинским персоналом, т.е. в условиях медицинской организации. Считал, что при лечении истца могли быть применены менее затратные по стоимости лекарственные средства "Доцетаксел" и "Доксорубицин". Отметил, что заявок на лекарственный препарат "Герцептин" на 2014 г. от ГБУЗ ВО "МГБ N 1" не было. Утверждал, что Приказ Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 г. N 665, ст. 57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 г. N 120-03 и постановление Губернатора области от 15.02.2012 г. N147 к указанной ситуации не применимы, поскольку регламентируют обеспечение лекарственными препаратами в амбулаторно-поликлинических условиях. Указал, что непосредственное оказание медицинской помощи истцу производилось ГБУЗ ВО "МГБ N 1" и Департамент не наделен полномочиями по возмещению денежных средств, затраченных гражданами на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО "МГБ N 1" Синявин М.Н. требования иска не признал, указав, что при прохождении стационарного лечения в онкологическом отделении ГБУЗ ВО "МГБ N1" истцом было пройдено **** курсов химиотерапии, из которых **** курсов химиотерапии препаратом "Герцептин", предоставленным ГБУЗ ВО "МГБ N1" бесплатно. Для прохождения **** курсов указанным препаратом истец приобрела его самостоятельно, не имея претензий к лечебному учреждению, о чем имеются ее заявления. Кроме рекомендаций по лечению РОНЦ им.Н.Н.Блохина РАМН истцом также были получены рекомендации ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер", в соответствии с которыми лечебным учреждением могли быть применены для лечения такие препараты как "Доцетаксел" (торговое наименование - Таутакс) и "Доксорубицин", которые в момент прохождения стационарного лечения были в наличии в ГБУЗ ВО "МТБ N 1". Истец до момента госпитализации самостоятельно приняла решение о приобретении препарата "Герцептин" за свой счет и имела выбор прохождения стационарного лечения либо на базе ГБУЗ ВО "МГБ N1", либо на базе ГБУЗ ВО "ОКОД". В период госпитализации истцу была предоставлена вся информация о тех препаратах, которые могут быть предоставлены в соответствии с рекомендациями ГБУЗ ВО "ОКОД", а также рекомендациями лечащего врача. Истец изъявила желание пройти лечение на базе ГБУЗ ВО "МГБ N1", отказавшись от направления её для дальнейшего прохождения лечения в медицинское учреждение регионального значения, о чём указано в заявлениях. Претензий к качеству лечения истец не имела.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области Пучков О.А. полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Быкова Т.А. просила решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильной и неполной оценке изложенных ею доводов обоснованности иска. Полагала, что не проведение уполномоченным государственным заказчиком Владимирской области закупки препарата "Герцептин" для нужд Владимирской области не дало возможности его бесплатно получить для прохождения её лечения. Считала, что ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" подтвердив рекомендации РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН, использовал некорректную формулировку рекомендации "при наличии материальных средств", что недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в отсутствие не прибывших участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещавшихся о слушании дела, но не явившихся в судебное заседание, что не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входят онкологические заболевания.
Лекарственный препарат "Герцептин" ("Трастузумаб"), равно как "Доксорубицин" и "Доцетаксел", включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 г. N 2199-р, применяемый в 2013 и 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.12.2013 г. N 2427-р "Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2014 год".
Выявленное у истицы заболевание включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2005 г. N 744 утвержден Стандарт медицинской помощи больным со злокачественным новообразованием молочной железы, приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 г. N 723н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (системное лекарственное, включая химиотерапевтическое, лечение). Данными Стандартами предусмотрено применение наряду с препаратом "Трастузумаб", таких, как "Доксорубицин" и "Доцетаксел" в условиях оказания медицинской помощи: стационарно.
Согласно ч. 1 ст. 57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 г. N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечняфх, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
В соответствии с названным законом постановлением Губернатора администрации Владимирской области от 15.02.2012 г. N147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственного обеспечения" утверждено Положение "О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счёт средств областного бюджета", которым установлен порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета.
Данным Положением закреплено, что меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
При анализе вышеприведенных нормативных актом судом сделан правильный вывод о невозможности применения к рассматриваемому спору тех из них, которые регулируют отношения сторон при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, поскольку в данном случае медицинская помощь оказывалась стационарно.
Как усматривается из материалов дела, Быкова Т.В. в **** г. обращалась в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области с заявлением об обеспечении её лекарственным препаратом "Герцептин" ("Трастузумаб").
В ответе на данное заявление от **** г. **** Департамента рекомендовал **** ГБУЗ ВО "МГБ N 1" Б. А.А. решить вопрос обеспечения Быковой Т.В. названным препаратом положительно.
Главный врач ГБУЗ ВО "МТБ N1" письмами от **** г. и **** г. обращался в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, в котором просил при возможности выделить денежные средства на закупку препарата "Герцептин" для Быковой Т.А., поскольку на всю выделенную сумму на поставку лекарственных препаратов на 2014 г. состоялись торги, но среди них "Герцептин" не предусмотрен. В ответе от ****. Департамент рекомендовал главному врачу ГБУЗ ВО "МТБ N1" решить вопрос о проведении лечения Быковой Т.А. лекарственным препаратом "Герцептин" в условиях стационара.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п.5); лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (п.8), лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения (п.15), качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п.21).
В силу ст. 37 этого же Закона порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2); порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) (ч.3); стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг (ч.4).
В соответствии со ст. 80 Закона при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи (ч.2). При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи (п.1 ч.3).
Согласно ст. 70 Федерального закона N 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья (ч.2); лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующего лекарственного препарата, без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4).
Согласно ст. 19 вышеприведенного Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2). Частью 5 данной статьи регламентированы права пациента, согласно которой, пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено получение информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства, информированное добровольное согласие является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства, дается самим гражданином или его законным представителем (являющимся таковым в соответствии с действующим законодательством), берется на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В материалы дела ответчиком ГБУЗ ВО "МТБ N1" из медицинских карт стационарного больного Быковой Т.А. представлены ее заявления, в которых последняя просила у главного врача этого учреждения разрешения на проведение курсов химиотерапии дорогостоящими лекарственными препаратами, приобретенными за свои средства. От направления её в медицинские учреждения более высокого уровня оказания медицинской помощи отказывалась. Претензий к лечебному учреждению ни истец, ни ее родственники по результатам проведенного лечения не имели.
Как указал ответчик ГБУЗ ВО "МГБ N1" исходя из установленного тарифа (743 руб. на 1 койко-день) с учетом норматива стандарта специализированной медицинской помощи при **** возможность учреждения здравоохранения по закупке дорогостоящих препаратов, каким является "Герцептин", без соответствующего финансирования из соответствующего бюджета крайне ограничены в связи с низким тарифом.
При решении вопроса о лечении истца в распоряжении ГБУЗ ВО "МГБ N1" имелись рекомендации РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН, обусловленные применением препарата "Герцептин", которого хватало на **** курсов её лечения, а также ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер", в соответствии с которыми лечебным учреждением могли быть применены для лечения такие препараты как "Доцетаксел" и "Доксорубицин", которые в момент прохождения Быковой Т.А. стационарного лечения были в наличии в ГБУЗ ВО "МТБ N 1" на весь курс лечения и были бы назначены ей при её согласии на это.
Однако, истец до момента госпитализации самостоятельно приняла решение о приобретении препарата "Герцептин" за свой счет и настаивая на прохождении стационарного лечения на базе ГБУЗ ВО "МГБ N1".
При изложенных обстоятельствах, указанные расходы не подлежат возмещению, поскольку медицинская помощь препаратами "Доцетаксел" и "Доксорубицин" могла быть получена истцом бесплатно в рамках программы ОМС, однако от получения этой медицинской помощи истец отказалась, настаивая на применении препарата "Герцептин".
Невозможность бесплатного получения препарата "Герцептин" была обусловлена обстоятельствами наличия предложенных истцу, также используемых при онкозаболеваниях, препаратов "Доцетаксел" и "Доксорубицин", противопоказаний по применению которых у Быковой Т.А. не имелось.
Необходимость получения последней именно препарата "Герцептин", при наличии предложенной бесплатной медицинской помощи препаратами "Доцетаксел" и "Доксорубицин" истцом не подтверждена, в связи с чем соответствующие доводы жалобы истца подлежат отклонению.
Само по себе обращение истца за медицинской помощью и несение расходов по оплате ее оказания не свидетельствуют о наличии оснований к возложению на ответчиков обязанности по их возмещению истцу.
Препарат "Герцептин" приобретался Быковой Т.А. за плату и предоставлялся в больницу для лечения добровольно и осознанно, что подтверждено её заявлениями, которые можно отнести к информированному добровольному согласию, являющемуся по существу не противоречащей закону и не оспоренной односторонней сделкой. То обстоятельство, что спорный препарат был приобретен истцом в связи с рекомендацией врача, не порождало обязанности Быковой Т.А. его приобретать и не свидетельствует об обязанности врача назначить истцу именно данный препарат, как в случае его отсутствия, так и в случае его предоставления.
Назначение ответчиком истцу спорного препарата произведено по существу по факту его предоставления, поскольку в противном случае его отсутствие повлекло бы необходимость применения в лечении препаратов "Доцетаксел" и "Доксорубицин", которые в наличии имелись.
Таким образом, принятие ответчиком спорного препарата, его назначение истцу и его применение в лечении истца не влечет обязанности ответчиков компенсировать истцу расходы на данный препарат.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд обоснованно учел, что истец получил качественное лечение, претензий к лечению и назначенным препаратам не имеет, не установлено физических или нравственных страданий истца по вине ответчиков, в связи с чем в соответствии со ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса РФ основания для компенсации морального вреда отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, рассмотрев его в рамках того предмета и оснований, как он был предъявлен к ответчикам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Муромского городского суда Владимирской области от 23 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Быковой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Лепёшин
Судьи С.М. Сергеева
П.Н. Никулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.