Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.
при секретаре Филинове Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 19 января 2016 года административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 9 сентября 2015 года, которым постановлено:
заявление Иванова И. В. удовлетворить.
Признать решение ****/ ****/О начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от **** об отказе в выплате Иванову И. В. жилищных субсидий и исключении Иванова И. В. и членов его семьи из Единого реестра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма, незаконными.
Обязать начальника1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять решение о восстановлении в Едином реестре нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма Иванова И. В. и членов его семьи.
Обязать начальника1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять решение о выплате жилищной субсидии Иванову И. В. членам его семьи.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов И.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, предъявив указанные выше требования.
В обоснование указал, что решением Владимирского гарнизонного военного суда от ****, вступившим в законную силу ****, был восстановлен в списках очередников на получение жилого помещения в прежней очереди. До сегодняшнего дня он с семьей жильем не обеспечены. В 2014 году он подготовил и подал в 1-й отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России заявление с полным перечнем подлинных документов, необходимых для получения жилищной субсидии. Из полученной **** выписки из решения начальника 1-го отдела ****/ ****/О, ему стало известно об отказе в выплате жилищной субсидии и исключении его с семьей из единого реестра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма. Полагал данное решение незаконным, поскольку начальник 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России проигнорировал обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами. Возражая против доводов оспариваемого решения о том, что он был обеспечен жильем и не сдал его в установленном законом порядке, а, следовательно, не имеет права требовать предоставления другого жилого помещения и выплату жилищной субсидии, а также отсутствуют основания для постановки его на учет, указал, что решением Суздальского районного суда от **** установлен факт нахождения на его иждивении дочери жены - К.; решением Владимирского гарнизонного военного суда от **** начальника КЭЧ МВО обязали выдать справку о сдаче им жилья по предыдущему месту прохождения службы; выданная справка о сдаче жилья от **** имеет отметку "осталась проживать бывшая жена", решением Владимирского гарнизонного военного суда от **** он был восстановлен в списке очередников на получение жилья с учетом указанных обстоятельств. Жилых помещений он и члены его семьи не имеют; их жилищные права нарушены.
Определениями суда от **** и **** в качестве заинтересованных лиц привлечены: территориальное отделение во Владимирской области, г. Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Административный истец Иванов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия и участия его представителя адвоката Левичевой О.Е. Ранее в судебном заседании Иванов И.В. поддержал доводы административного иска.
Административный ответчик - начальник 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных возражениях полагал требования не подлежащими удовлетворению, указав, что письменных обращений от Иванова И.В. не поступало и его заявление в суд является преждевременным.
Представитель территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России во Владимирской области, г.Владимир в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил о рассмотрении дела без его участия. Также указал, что Отделение не располагает сведениями об архивах реорганизованной Владимирской КЭЧ МВО и о ведении единого реестра нуждающихся в обеспечении жильем военнослужащих до момента
создания Отделения, созданного ****.
Заинтересованное лицо - Минобороны России в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, возражений не представило.
Судом постановлено указанное выше решение.
Представителем начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, как незаконное в связи с нарушением норм материального права.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. От представителя административного ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он поддержал доводы апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения административного истца Иванова И.В. и его представителя адвоката Левичевой О.Е., возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда с учетом следующего.
В силу абз. 1 п. 1, п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В целях реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных прав и гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение N 1 к Приказу - утратил силу 30.09.2010), в п. 3 которой были изложены основания признания военнослужащего нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в том числе со ссылкой на ст. 51 ЖК РФ.
Пунктом 27 этой Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) предусматривалась подача военнослужащими в порядке подчиненности рапорта, к которому прилагалась копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагались: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Впоследствии приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена, в том числе Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (Приложение N 1 к Приказу), согласно п. 10 которой военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: а) подачи ими заявления о снятии с учета; б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям,
предусмотренным настоящим пунктом.
В силу п. 11 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными данным Постановлением.
Статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" признано право выбора формы предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета, в том числе - путем субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба; военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (абз. 3, 12 п.1, п.13, п. 16 ст. 15).
Порядок предоставления субсидии для приобретения и строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержден приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 150.
Пунктом 4 данного Порядка предусмотрен перечень документов, представляемых для перечисления жилищной субсидии. Порядок и процедура принятия решения о предоставлении жилищной субсидии предусмотрены пунктами 5-7 Порядка.
Правила расчета жилищной субсидии утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 76.
Судом первой инстанции установлено, что Иванов И.В. проходил службу в Вооруженных Силах с ****, календарная выслуга составляет 29 лет, звание прапорщик присвоено на основании приказа от ****; состоял с семьей на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Владимир на основании решения жилищной комиссии войсковой части 19689 от **** (протокол заседания ****), с которого снят решением жилищной комиссии от **** и восстановлен на основании вступившего в законную силу решения Владимирского гарнизонного военного суда от ****.
В период прохождения военной службы Иванову И.В. составом семьи 4 человека (он, супруга Л. и двое детей: сын И., **** года рождения, дочь В., **** года рождения) в апреле **** года была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: **** общей площадью **** кв.м (из них жилой - **** кв.м), в которой после расторжения **** супругами брака осталась проживать бывшая супруга Л. и двое их детей.
**** Иванов И.В. заключил брак с Н., которой после заключения брака присвоена фамилия " Иванова".
Решением Суздальского районного суда Владимирской области от ****, вступившим в законную силу ****, установлен факт нахождения на иждивении Иванова И.В. дочери его жены ( Н.) от первого брака - К.
Также решением Суздальского районного суда Владимирской области от ****, вступившим в законную силу ****, Иванову И.В. было отказано в иске к Л. об изменении договора найма (разделе лицевых счетов) и выделении одной комнаты для проживания.
С **** Иванов И.В. в связи с невозможностью проживания в нем с новой семьей и выделения отдельной комнаты для проживания снялся с регистрационного учета по адресу: **** и зарегистрировался по месту службы: ****; войсковая часть 19689 передислоцированная в **** из ****.
С **** до **** Иванов И.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ****. Члены его семьи: супруга - Н., её дочь - А. и совместная дочь - М., **** года рождения, также зарегистрированы по месту пребывания, постоянной регистрации и на праве собственности жилых помещений не имеют.
Решением Владимирского гарнизонного военного суда от ****, вступившим в законную силу ****, удовлетворены требования Иванова И.В. о признании незаконным действий начальника Владимирской КЭЧ МВО об отказе в выдаче справки о сдаче жилого помещения по предыдущему месту прохождения военной службы - **** и возложена обязанность выдать указанную справку. В данном решении суд пришел к выводу об отсутствии у Иванова И.В. возможности сдать спорное жилое помещение не по его вине.
**** начальником Владимирской КЭЧ Иванову И.В. выдана справка серии АА **** о сдаче жилого помещения по адресу **** с указанием - "осталась проживать бывшая жена".
Кроме того, решением Владимирского гарнизонного военного суда от ****, вступившим в законную силу ****, решение жилищной
комиссии войсковой части 19689 от **** о снятии Иванова И.В. с жилищного учета и исключения из списков очередников на получение жилья по избранному месту жительства признанно незаконным; Иванов И.В. восстановлен в списках очередников на получение жилого помещения в прежней очереди. Также данным решением признан незаконным приказ командира войсковой части 32882 от **** в части увольнения Иванова И.В. с военной службы и истец восстановлен на военной службе.
Как следует из данного решения суда, основаниями снятия Иванова И.В. являлись п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения, в связи с последствиями намеренного ухудшения жилищных условий. Разрешая данный спор, суд пришел к выводу о том, что Иванов И.В. каких-либо умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий не предпринимал и не имел реальной возможности выделения доли жилого помещения с целью его сдачи в установленном порядке Минобороны России. В договор социального найма на жилое помещение по адресу: **** Иванов И.В. не был включен, нанимателем указанной квартиры являлась его бывшая жена - Л.
В 2014 году Иванов И.В. обратился в 1-й отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России с заявлением о предоставлении жилищной субсидии, приложив полный пакет документов
На момент обращения Иванов И.В. с **** был включен в список очередников системы "Учет", как нуждающийся в получении жилого помещения, а, следовательно, был и в едином реестре лиц, нуждающихся в обеспечении жильем Минобороны России.
Решением от **** ****/ **** начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России Иванову И.В. отказано в предоставлении жилищной субсидии, а также он составом семьи 4 человека (он, супруга Н., дочь жены - А. и совместная дочь супругов - М.) исключен из единого реестра нуждающихся в обеспечении жильем.
В обоснование данного решения указано, что Иванов И.В. в период прохождения службы был обеспечен жильем по линии Министерства обороны, в котором осталась проживать бывшая супруга и дети, в связи с чем он не может сдать его в установленном порядке, а, следовательно, не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма или выплаты жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, а равно права на постановку на жилищный учет, в том числе по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о незаконности этого решения, поскольку утрата оснований для обеспечения военнослужащего жилым помещением должна быть связана с новыми обстоятельствами, произошедшими после постановки гражданина на учет. Однако обстоятельства, изложенные в оспариваемом решении от ****, были известны при восстановлении Иванова И.В. в списках очередников на получение жилого помещения, каких-либо новых обстоятельств после постановки его на учет при принятии начальником 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России оспариваемого решения не приведено, и судом не установлено. Представленная Ивановым И.В. справка о сдаче жилого помещения, выданная начальником КЭЧ, исследовалась в 2010 году при признании незаконным снятия Иванова И.В. с учета нуждающихся в обеспечении жильем, и не была признана основанием для его снятия с учета, он был восстановлен на учете судебным решением.
Также Иванов И.В. имеет необходимую выслугу лет, со слов последнего уволен в 2015 году (приказ об увольнении не вручен), не обеспечен с членами семьи жилыми помещениями, состоял на жилищном учете более 10 лет.
В связи с этим являются верными выводы суда о том, что обеспечение Иванова И.В. ранее жилым помещением и невозможность сдать предоставленное жилое помещение не по его вине, не может являться основанием для исключения Иванова И.В. с членами семьи из единого реестра нуждающихся в обеспечении жильем и служить основанием к отказу в выплате жилищной субсидии.
При этом из смысла положений п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8, Порядка, утвержденного приказом Минобороны России от 21.07.2014 N 510, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 76, усматривается отсутствие запрета учитывать площадь ранее предоставленных военнослужащим жилых помещений при расчете жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение уполномоченного органа Министерства обороны РФ от 20.02.2015 незаконным и с учетом положений п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 КАС РФ восстановил права административного истца указанным в резолютивной части решения способами.
Судом правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, дана верная оценка совокупности представленных доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Доводы, изложенные в жалобе, не являются основаниями для отмены правильного по существу решения суда, аналогичны обстоятельствам, изложенным в оспариваемом решении от ****, в связи с чем, были предметом проверки судом первой инстанции, которым им дана надлежащая оценка. Оснований к иной оценке обстоятельств и доказательств по делу судебной коллегией не установлено.
Ссылка в жалобе о том, что Ивановым И.В. не был представлен документ о нахождении на его иждивении А., не подтверждена доказательствами. Судом установлено, что административным истцом представлялось решение суда об установлении факта нахождения на иждивении Иванова И.В. дочери от первого брака его жены Н., а также А. была включена в состав его семьи и находилась в составе его семьи на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, что следует из карточки учета военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в Минобороне РФ, и подтверждается оспариваемым решением от ****, что свидетельствует об исследовании уполномоченными органами Министерства обороны РФ данного обстоятельства.
Решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 308-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 9 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.