Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Красавцевой Т.Л., рассмотрев 20 января 2016 года жалобу ФКУЗ МСЧ-11 на постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 01 декабря 2015 года,
установил:
постановлением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 01 декабря 2015 года Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N11 Федеральной службы исполнения наказаний" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе ФКУЗ МСЧ-11 не согласно с вынесенным постановлением, считает не незаконным.
В судебном заседании представители ФКУЗ МСЧ-11 Морозова М.А., Ралко М.П. поддержали доводы жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав представителей ФКУЗ МСЧ-11, прихожу к следующему.
Как было установлено судьей, в период с 22 по 27 октября 2015 года должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФКУЗ МСЧ-11, осуществляющего медицинскую деятельность в учреждениях уголовно-исполнительной системы на основании лицензии "номер", выданной Росздравнадзором, сроком действия с 18 сентября 2015 года бессрочно.
В ходе проверки выявлены нарушения ФКУЗ МСЧ-11 требований части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291, утвердившим Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ, Минюста РФ от 17 октября 2005 года N 640/190, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утверждённого приказом Минздрава РФ от 15 ноября 2012 года N 923н, Стандарта медицинской помощи больным хроническим гастритом, дуоденитом, диспепсией, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года N 248, а именно:
не соблюдение требований подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно:
в нарушение Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ, Минюста РФ от 17 октября 2005 года N 640/190 отсутствуют записи ежедневных осмотров медицинским работником С. во время содержания его в ЕПКТ (пункт 47); С. не была организована консультация врача-невролога (пункт 58); в медицинской карте амбулаторного больного Сикорского не сделаны записи обо всех назначениях и манипуляциях, независимо от
места их проведения (в т.ч. в ШИЗО, ДИЗО, ЕПКТ, ПКТ, камере СИЗО) (пункт 64); не сделаны записи в Медицинской карте С. о назначении лекарственных препаратов, отсутствуют листки назначений, процедурные карточки с отметками о проведённом лечении (пункт 68); С. не направлен на МСЭ при наличии к этому оснований (пункт 362);
в нарушение Стандарта медицинской помощи больным хроническим гастритом, дуоденитом, диспепсией, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года N 248 комплекс предусмотренных стандартом лечебно-диагностических услуг с частотой предоставления "1" не предоставлялся, а именно не проводились перкуссия, аускультация при болезнях пищевода, желудка, 12-перстной кишки, эзофагогастродуоденоскопия, исследование уровня эритроцитов, лейкоцитов в крови, соотношение лейкоцитов в крови, определение цветового показателя, исследование материала желудка на наличие хеликобактериоза, исследование уровня общего гемоглобина в крови;
в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утверждённого приказом Минздрава РФ от 15 ноября 2012 года N 923н, при отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях С. не была организована консультация врача-невролога (пункт 9).
Действия ФКУЗ МСЧ-11 квалифицированы по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФКУЗ МСЧ-11 в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении 47 от 05 ноября 2015 года, в котором изложено существо правонарушения; актом проверки N 179.
Допустимость и достоверность принятых судьёй во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)
народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пунктом 4 указанного Положения о лицензировании определены основные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, предусмотренные пунктом 4 Положения, а также иные требования, в числе которых соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" с 01 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. К названным порядкам относятся, в том числе, Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утверждённый приказом Минздрава РФ от 15 ноября 2012 года N 923н.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, вывод судьи районного суда о доказанности наличия в действиях ФКУЗ МСЧ-11 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
При этом подлежат исключению из объёма вменённого административного правонарушения указание на нарушение Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ, Минюста РФ от 17 октября 2005 года N 640/190 в части отсутствия записей ежедневных осмотров медицинским работником С. во время содержания его в ЕПКТ (пункт 47); отсутствия листков назначений, процедурных карточек с отметками о проведённом лечении (пункт 68); поскольку таковые фактически имелись, однако не были представлены во время проверки.
При этом факт обстоятельства, указанные в пунктах 2.3, 2.6, 2.8, 2.9 протокола об административном правонарушении, ФКУЗ МСЧ-11 не оспариваются, нашли своё подтверждение в ходе рассмотрения дела судьёй районного суда, так и при рассмотрении жалобы ФКУЗ МСЧ-11.
Ссылка в жалобе на то, что выявленные нарушения не повлекли наступление каких-либо вредных последствий, основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Доводы жалобы о необходимости применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не могут быть приняты во внимание, поскольку наказание в виде административного приостановления деятельности более тяжкое по отношению к административному штрафу.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части назначенного обществу наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2. указанной статьи, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к
административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.3 названной статьи, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
Доводы судьи об отсутствии исключительных обстоятельств для назначения наказания ниже минимального размера штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации, полагаю ошибочными, поскольку не принято во внимание, что часть медицинских документов имелась в наличии, и лишь не была представлена на проверку, существенных последствий от совершённого правонарушения фактически не наступило, допущенные нарушения были фактически устранены добровольно до рассмотрения дела судом, кроме того, не учтено материальное положение ФКУЗ МСЧ-11.
Полагаю, что назначенное ФКУЗ МСЧ-11 административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершённого заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру осуществляемой деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, постановление подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 01 декабря 2015 года, вынесенное в отношении ФКУЗ МСЧ-11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: размер назначенного ФКУЗ МСЧ-11 административного штрафа снизить со 100000 рублей до 50000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу ФКУЗ МСЧ-11 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.