Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Красавцевой Т.Л., рассмотрев 20 января 2016 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе ООО "Интер-Колор" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2015 года, которым
постановление должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми "номер" от 31 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба ООО "Интер-Колор" - без удовлетворения,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Ефименко Н.В. от 31 июля 2015 года "номер" ООО "Интер-Колор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 51000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Интер-Колор"" обжаловало его в суд, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, указывая также и на малозначительность.
Судьей принято приведённое выше решение.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Интер-Колор" обратилось в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение отменить.
Представитель ООО "Интер-Колор" Андрияш И.В. доводы жалобы и дополнения к ней поддержала.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО "Интер-Колор", прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 указанной статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе проведённой внеплановой документарной проверки было установлено, что:
- Обществом не заключен договор с медицинской организацией на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, что является нарушением требований статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 36 Приложения N 3 утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
- Обществом не выдаются направления на прохождения предварительного медицинского осмотра, что является нарушением требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 7 Приложения утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
- Обществом (его представителем) не организован учёт выданных направлений на прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров, что является нарушением требований статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 8 Приложения N 3, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Постановлением заместителя начальника отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Ефименко Н.В. от 31 июля 2015 года "номер" ООО "Интер-Колор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 51000 рублей.
Согласно нормам статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
Статьёй 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н утверждён, в том числе, Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских
осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Пунктом 7 указанного Порядка, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
Согласно пункту 8 направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов и в нем указывается:
наименование работодателя;
форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
дата рождения лица, поступающего на работу (работника);
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
наименование должности (профессии) или вида работы;
вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.
Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов.
Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под роспись.
Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.
Пунктом 36 указанного порядка установлено, что медицинская организация, с которой работодатель не пролонгировал договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров работников, по письменному запросу работодателя должна передать по описи медицинские карты работников в медицинскую организацию, с которой работодатель в настоящий момент заключил соответствующий договор.
При вынесении оспариваемого решения судья исходил того, что работа продавца-консультанта ООО "Интер-Колор" Гостева И.В. связана с работой на объекте, на котором хранятся и транспортируются горючие и взрывоопасные вещества, то есть относится к перечню работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования).
Полагаю выводы судьи ошибочными.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Из анализа указанной нормы следует, что медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья
населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Как следует из материалов дела, в ООО "Интер-Колор" проведена специальная оценка условий труда, согласно которой мест с вредными и опасными условиями труда не имеется.
С учётом указанных обстоятельств постановление должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми N 3788-ТЗ/161/22/10 от 31 июля 2015 года и решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2015 года подлежат отмене с прекращением производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
Жалобу ООО "Интер-Колор" удовлетворить.
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2015 года и постановление должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми "номер" от 31 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Интер-Колор" отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья- В.М. Соболев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.