СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Костенко Е.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Жирновой О.А. - Кутишенко Д.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым
административный иск Жирновой О.А. к администрации МО ГО Сыктывкар о признании незаконным отказа и обязании заключить договор аренды земельного участка оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жирнова О.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит суд признать незаконным решение администрации МО ГО Сыктывкар, оформленное письмом от "Дата обезличена" "Номер обезличен"- "Адрес обезличен" об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязать предоставить участок в аренду без торгов, указав, что "Дата обезличена" постановлением Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" было предварительно согласовано место размещения объекта "Склад промышленных товаров", в последующем утверждён градостроительный план, земельный участок поставлен на кадастровый учёт, дополнительно получено санитарно-эпидемиологическое заключение. В "Дата обезличена" она обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" за получением договора аренды для строительства объекта, однако письмом от "Дата обезличена" ей было отказано, поскольку "Дата обезличена" истёк срок предварительного согласования. После её повторного обращения в "Дата обезличена" на данный земельный участок появился еще один претендент, в связи с чем, в удовлетворении её заявления было отказано по основанию - необходимость проведения аукциона в связи с наличием нескольких претендентов.
В судебном заседании представитель Жирновой О.А. - Кутишенко Д.С. требования поддержал.
Представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар" Матюшева К.А. в судебном заседании с заявлением не согласилась.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителем Жирновой О.А. - Кутишенко Д.С. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Судебные извещения, направленные истцу и его представителю, возвращены в суд с отметкой "за истечением срока хранения".
Администрация МО ГО "Сыктывкар", надлежаще извещённая о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному Кодексу.
На основании и во исполнение вышеназванного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 1 марта 2015 года, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 1 марта 2015 года, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов определялся до 1 марта 2015 года статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ, а также статьями 18-20 Правил землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар, утверждённых Решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
Из положений пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ следовало, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 указанного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счёт границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ) и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании заявления Жирновой О.А., "Дата обезличена" администрацией МО ГО "Сыктывкар" принято постановление "Номер обезличен", которым утверждён акт выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта "Склад промышленных товаров" на земельном участке площадью ... кв. м "Адрес обезличен" (район нежилого здания "Номер обезличен").
После выполнения кадастровых работ, "Дата обезличена" указанный выше участок поставлен на государственный кадастровый учет.
"Дата обезличена" заявитель обратилась в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
"Дата обезличена" представителю Жирновой О.А. - Бессонову В.Н. сообщено об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства в связи с истечением срока предварительного согласования размещения объекта.
"Дата обезличена" представитель Жирновой О.А. - Бессонов В.Н. повторно обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
"Дата обезличена" представителю Жирновой О.А. - Бессонову В.Н. сообщено об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства в связи с истечением срока предварительного согласования размещения объекта. Одновременно поданное заявление рассмотрено как заявление о предоставлении земельного участка, не связанное с наличием утвержденного акта выбора.
"Дата обезличена" информация о рассмотрении вопроса о предоставлении участка размещена в газете "Панорама Столицы".
"Дата обезличена" поступило обращение гражданина ФИО9 о желании приобрести также участок в аренду.
В связи с чем, Жирновой О.А. "Дата обезличена" дополнительно сообщено, что вопрос о предоставлении участка в связи с наличием двух заявлений будет рассматриваться на аукционе.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка для строительства незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Жирнова О.А. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, и возложении обязанности, поскольку, срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта "Склад промышленных товаров" принятого администрацией МО ГО "Сыктывкар" по заявлению Жирновой О.А. истёк "Дата обезличена", то есть до её
обращения "Дата обезличена" в администрацию МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, а в отсутствии этого документа положительное решение о предоставлении земельного участка принято быть не могло, что впоследствии и произошло, когда администрация МО ГО "Сыктывкар" своим письмом сначала "Дата обезличена", а впоследствии и "Дата обезличена" отказала в предоставлении земельного участка и рассмотрела последнее заявление Жирновой О.А. как заявление о предоставлении земельного участка, не связанное с наличием утвержденного акта выбора.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласна, так как они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Ссылка апеллянта на недоказанность административным ответчиком невозможности предоставления земельного участка на момент обращения Жирновой О.А. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду судебной коллегией отклоняется, поскольку вопрос о предоставлении спорного земельного участка по заявлению от "Дата обезличена", расцененному Администрацией МО ГО "Сыктывкар" как заявление о предоставлении земельного участка, не связанное с наличием утвержденного акта выбора, на тот момент окончательно не мог быть решён, поскольку на спорный земельный участок имелось как минимум два претендента, в связи с чем вопрос о предоставлении спорного участка в силу пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации должен был решаться по результатам торгов, на что было указано Жирновой О.А. "Дата обезличена".
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены правильного по существу судебного решения, так как основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с такой оценкой в отсутствие к тому достаточных оснований.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, не допустив при этом процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой его безусловную отмену.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения выводы суда о не желании Жирновой О.А. с "Дата обезличена" оформлять участок в аренду в целях уклонения от оплаты арендной платы, поскольку указанные обстоятельства являются предположением и не подтверждены достоверно.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Жирновой О.А. - Кутишенко Д.С. - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения выводы суда о не желании Жирновой О.А. с "Дата обезличена" оформлять участок в аренду в целях уклонения от оплаты арендной платы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.