СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Костенко Е.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации МР "Корткеросский" на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым
отказано в удовлетворении административного иска администрации муниципального района "Корткеросский" о признании незаконным постановления заместителя начальника ОСП по Корткеросскому району Коюшева И.В. от "Дата обезличена" о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству "Номер обезличен"-ИП без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МР "Корткеросский" обратилась в суд административным исковым заявлением о признании незаконным постановления заместителя начальника ОСП по Корткеросскому району УФССП по РК Коюшева И.В. от "Дата обезличена" о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству "Номер обезличен"-ИП, одновременно просив восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи иска, указав, что "Дата обезличена" Корткеросским районным судом РК по делу "Номер обезличен" удовлетворено заявление прокурора Корткероссского района и администрация МР "Корткеросский" обязана предоставить Елизаровой М.И., "Дата обезличена" года рождения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированное жилое помещение размером не менее 33 кв.м. общей площади. В связи с тем, что невозможно исполнить данное судебное решение в полном объеме по объективным причинам (отсутствие свободного жилья на территории МР "Корткеросский", недостаточное финансирование со стороны республиканского бюджета на реализацию полномочий органов местного самоуправления по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам из их числа, большое количество детей - сирот, а также лиц из их числа, которым необходимо предоставить жилые помещения (на сегодняшний день состоят более 100 детей-сирот), администрация МР "Корткеросский" "Дата обезличена" обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением от "Дата обезличена" предоставлена отсрочка исполнения судебного решения до "Дата обезличена". В силу Федерального закона от "Дата обезличена" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии для данной категории граждан относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Отделом судебных приставов по Корткеросскому району УФССП России по Республике Коми представлен отзыв, в котором указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявления администрации МР "Корткеросский".
Представитель заявителя судебном заседании требования поддержала.
Представитель ОСП по Корткеросскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми и Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрацией МР "Корткеросский" ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку полагает, что причина пропуска срока является уважительной, кроме того считает, что не учтено судом тяжелое финансовое положение администрации.
Администрация МР "Корткеросский", ОСП по Корткеросскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми и Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей на заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, в порядке упрощённого производства.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно части 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса РФ постановление судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд
в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из разъяснений указанных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" для удовлетворения требований о признании постановлений, действий судебного пристава-исполнителя незаконными необходимо не только установление противоправности этих постановлений и действий, но обязательно одновременно с этим установление факта нарушения прав заявителя или незаконного привлечения его к ответственности в результате вынесения данных постановлений и совершения действий.
В соответствии со статьёй 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в
отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Аналогичные положения содержались и в пункте 2 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшем до 15 сентября 2015 года, согласно которому заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя подаётся в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в силу с 15 сентября 2015 года, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 8 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом первой инстанции, на основании исполнительного листа Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" судебным приставом-исполнителем ОСП по Корткеросскому району УФССП России по Республике Коми "Дата обезличена" возбуждено исполнительное производство "Номер обезличен"-ИП в отношении должника Администрации МО МР "Корткеросский", предмет исполнения - обязанность предоставить Елизаровой М.И., "Дата обезличена" года рождения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированное жилое помещение размером не менее 33 кв.м. общей площади.
"Дата обезличена" в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по Корткеросскиму району УФССП России по Республике Коми вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Отказывая в удовлетворении требований Администрации МО МР "Корткеросский", суд исходил из того, что ею без уважительных причин пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю стало известно о вынесении оспариваемого постановления "Дата обезличена".
В суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Администрация МО МР "Корткеросский " обратилась "Дата обезличена", то есть с пропуском установленного кодексом административного судопроизводства Российской Федерации десятидневного срока.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обращение с жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Корткеросскому району УФССП России по Республике Коми о взыскании исполнительского сбора от "Дата обезличена" является уважительной причиной пропуска срока основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Администрация МО МР "Корткеросский" обращалась с указанной жалобой "Дата обезличена", однако определением от "Дата обезличена" было отказано Администрации МР "Корткеросский" в её принятии, поскольку она подлежала рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что обращение в суд с нарушением порядка рассмотрения и разрешения заявления (жалобы), с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, не является уважительной причиной пропуска, установленного законом срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
Как указано в Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 191-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями на действия (бездействие) должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений на действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что следует, что в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности не течёт с момента обращения за судебной защитой нарушенного права. Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных законом требований.
Частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что о вынесении судебным приставом оспариваемого постановления Администрация МО МР "Корткеросский" узнала задолго до начала течения десяти дней, предшествовавших обращению заявителя в суд ( "Дата обезличена"), судебная коллегия признаёт правильными выводы суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обращение в суд и отсутствии уважительных причин пропуска срока, соответственно, о наличии основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апеллянта о наличии уважительной причины пропуска срока основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Доводы жалобы о тяжёлом финансовом положении, отсутствии виновных действий в неисполнении решения суда, не могут повлечь отмену правильного решения, поскольку оценка им не давалась и в настоящее время дана быть не может, поскольку решение вынесено в предварительном судебном заседании, исходя из пропуска срока на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО МР "Корткеросский" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.