СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Машкиной И.М., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 декабря 2015 года дело по апелляционной Буторовой А.Ю. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым
в удовлетворении требований Буторовой А.Ю. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта", администрации МО ГО "Ухта" о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом в принятии на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплаты на строительство или приобретение жилья, выраженного в ответе от "Дата обезличена" "Номер обезличен", обязании принять на такой учёт по категории "молодая семья" отказано.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буторова А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" об отказе в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории молодая семья незаконным, обязании поставить на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья как молодую семью с "Дата обезличена", указав, что, по её мнению, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" незаконно считает, что она умышленно ухудшила жилищные условия, однако жилое помещение "Адрес обезличен", в котором истец с ребенком проживали, принадлежало бывшему супругу истца, и в связи с продажей им квартиры истец с ребенком его покинула, приобрела жилое помещение "Адрес обезличен" общей площадью ... кв.м.
В судебном заседании представитель Буторовой А.Ю. - Валуева Е.А. поддержала заявленные требования.
Представители администрации МО ГО "Ухта" и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" возражали против заявленных требований.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Буторовой А.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку она не ухудшала жилищных условий.
Буторова В.А., КУМИ Администрации МОГО "Ухта", Администрация МО ГО "Ухта" надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому в силу части 1 статьи 307, части 7 статьи 150 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в их, в порядке упрощённого производства.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделённом законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).
В силу статьи 2 указанного Закона на учёт на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным названным Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Коми от 06 октября 2005 года N 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья" государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу пунктов 13, 14, 21 части 1 статьи 38 Устава муниципального образования городского округа "Ухта" в этой части на территории МО ГО "Ухта" осуществляет администрация МО ГО "Ухта". Отраслевым (функциональным) органом администрации МО ГО "Ухта", входящим в ее структуру, в силу пункта 2 Положения о нём, утверждённого решением Совета МО ГО "Ухта" от 27 июня 2007 года N 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта".
Согласно пункту 1 решения Совета МО ГО "Ухта" от 01 марта 2006 года N 23 "Об утверждении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" учётная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МО ГО "Ухта" - 11 кв.м. на каждого члена семьи.
В соответствии с пунктом 4 части 13 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Судом первой инстанции установлено, что "Дата обезличена" Буторова А.Ю. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории "молодая семья" с составом семьи она и её несовершеннолетняя дочь ФИО10, в качестве места жительства семьи указав квартиру "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м.
На указанное обращение Буторовой А.Ю. дан ответ за подписью и.о.председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен", которым она уведомлена об отказе в принятии на учёт на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории молодая семья, поскольку "Дата обезличена" вместе с несовершеннолетней дочерью были сняты с регистрационного учета "Адрес обезличен", (общая площадь ... кв.м., зарегистрировано ... человека), тем самым умышленно ухудшили жилищные условия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Буторовой А.Ю., суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для постановки на учёт вследствие ухудшения жилищных условий.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Буторова А.Ю. состояла в браке с ФИО9 с "Дата обезличена", решением мирового судьи ... судебного участка "Адрес обезличен" Республики Коми от "Дата обезличена" брак между ними расторгнут.
"Дата обезличена" на имя ФИО9 по договору купли - продажи с использованием кредитных средств приобретена квартира, находящаяся по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью 52,3 кв.м., право собственности
зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "Дата обезличена".
В силу норм Семейного кодекса Российской Федерации, указанная квартира является совместной собственностью супругов Буторовых.
С учётом данных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии у ФИО2 и её несовершеннолетней дочери права пользования жилым помещением по адресу: "Адрес обезличен", на момент выезда из него.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Семейного кодекса РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Между ФИО9 и Буторовой А.Ю. "Дата обезличена" заключен договор раздела имущества, удостоверенный нотариально, по условиям которого Буторова А.Ю. добровольно отказалась от прав на квартиру за себя и несовершеннолетнюю ФИО10, в силу части 1 статьи 61 Семейного кодекса РФ сохранявшую право пользования жилым помещением отца, взамен денежной компенсации в размере 624000 рублей с ежемесячной выплатой 12000 рублей в течение 52 месяцев - до "Дата обезличена".
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о приобретении указанной квартиры за счёт личных средств бывшего супруга, кроме того, исследованными судом доказательствами подтверждается, что денежные средства в размере 600000 рублей на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, ФИО11 были переданы семье ФИО9 и А.Ю., являлись их совместной собственностью, в связи с чем, спорная квартира также являлась совместной собственностью.
Доводы жалобы о том, что согласно договору о разделе имущества от "Дата обезличена" квартира "Адрес обезличен" остаётся в собственности ФИО9, были предметом рассмотрения судебного разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку правового значения для разрешения спора не имеют, так как указанное обстоятельство на права несовершеннолетнего ребенка не влияет.
Семья административного истца фактически располагала одной квартирой. Выписавшись из жилого помещения "Адрес обезличен" общей площадью 52,3 кв.м., право пользования которым имелось как у Буторовой А.Ю., так и её несовершеннолетней дочери, и зарегистрировавшись в последующем в приобретённом жилом помещении "Адрес обезличен" общей площадью 19,9 кв.м. с составом семьи 2 человека, семья административного истца явно ухудшила свои жилищные условия. Так, до продажи общая площадь жилого помещения, право пользования которым имелось у истца и её несовершеннолетней дочери составляла 52,3 кв.м., что более учётной нормы (11 кв.м.) на каждого члена семьи (52,3 : 3 = 17,4), следовательно, оснований для признания их нуждающимися не имелось. Выписавшись из проданной последствии квартиры, приобретая жилое помещение, общей площадью 19,9 кв.м., административный истец действовала осознанно и не могла не знать о том, что вследствие указанных действий у неё появится основание для принятия на учет, поскольку уровень обеспеченности станет менее 11 кв.м. на человека.
Поскольку до снятия с регистрационного учёта из квартиры, которая в последующем при заключении договора о разделе имущества между супругами осталась в собственности ФИО9 вследствие добровольного отказа Буторовой А.Ю. от прав на квартиру за себя и несовершеннолетнюю ФИО10 сохранявшей право пользования жилым помещением отца, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учётной нормы, совершение указанных действий, безусловно, является намеренным ухудшением жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ухудшение жилищных условий места не имело, денежные средства на первоначальный взнос по ипотечному договору были подарены лично ФИО9 своим отцом, являются несостоятельными и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств.
Судом обоснованно установлено, что Буторова А.Ю. сознательно ухудшила свои жилищные условия в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, и данное обстоятельство не порождает у административного истца возникновение права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
С учётом указанных обстоятельств судом первой инстанции принято верное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку право на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья у истца с её несовершеннолетней дочерью не возникло, поскольку ею ухудшены жилищные условия с намерением приобретения указанного права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, направлены на иную оценку доказательств по делу и неправильное толкование норм материального права, и не являются основанием для его отмены, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу Буторовой А.Ю. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.