Судья Севастопольского городского суда Бабич В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Баурина А.В. - Трубицына Д.В. на постановление Балаклавского районного суда г. Севастополя от 22 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 22 декабря 2015 Баурин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1555 505 руб. без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением представитель Баурина А.В. - Трубицын Д.В. подал жалобу, в которой просит постановление Балаклавского районного суда г. Севастополя от 22 декабря 2015 г. отменить, дело об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы ссылаясь на статью 12 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения - Севастополя" указал, что в переходный период на момент совершения правонарушения являлось действующим разрешение ТОВ (ООО) "Морской колокол" на специальное использование водных биоресурсов в рыбохозяйственных водных объектах (их частях) от 31 декабря 2013г. N N, выданное Восточно-Черноморским бассейновым управлением охраны, использования и возобновления водных биоресурсов и регулирования рыболовства (Восточно-Черноморская рыбоохрана) Государственного агентства рыбного хозяйства Украины. Кроме того указывает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела не принял во внимание ответ Росрыболовства, согласно которому в переходный период ООО "Морской колокол" имело право по осуществлению добычи (вылова) водных биоресурсов в соответствии и на условиях, предусмотренных разрешением от 31 декабря 2013г. N N. Полагает, водные биоресурсы ставрида и барабуля были выловлены в качестве прилова.
В судебном заседании защитник Баурина А.В. - адвокат Трубицын Д.В. на доводах жалобы настаивал.
Представители ФГКУ "Служба в г.Балаклаве ПУ ФСБ России по Республике Крым" ФИО6, ФИО7, ФИО8 просили постановление судьи оставить без изменения. Указали, что аналогично с правилами рыболовства законодательство Украины также не предусматривало возможность добычи ставриды разноглубинными тралами. Такой вылов был возможен только в качестве прилова.
Выслушав доводы защитника и представителей, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении от 24 февраля 2015г. судно МРТР "данные изъяты" под руководством капитана Баурина А.В. с 20 по 24 декабря 2014г. осуществило добычу (вылов) в территориальном море РФ Черного моря 11708 кг. ставриды и 183 кг. барабули с использованием разноглубинного трала, чем были нарушены Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 01.08.2013г. N 293.
Частью 2 ст.8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
Согласно ст.43.1 Федерального закона N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. В правилах рыболовства устанавливаются: 1) виды разрешенного рыболовства; 2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; 3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; 4) требования к сохранению водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Признавая Баурина А.В. виновным в совершении указанного административного правонарушения, судьей районного суда установлен факт добычи (вылова) судном МРТР "данные изъяты" в территориальном море РФ Черного моря ставриды и барабули с нарушением указанных Правил рыболовства, в соответствии с п.40.2. - 40.2.7 которых, в редакции на момент совершения правонарушения, добыча ставриды и барабули в Черном море была разрешена с ограничениями по виду орудий лова, в частности добыча разрешалась ставными, закидными, кошельковыми и кольцевыми неводами и конусными сетями.
Между тем судьей не учтено следующее.
В соответствии с п.3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства виновности Баурина А.В. в совершении указанного правонарушения, а доводы его жалобы об этом являются обоснованными.
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию и в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно ст.6 настоящего ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 12 ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Таким образом в переходный период на момент совершения правонарушения являлось действующим разрешение ТОВ (ООО) "Морской колокол" на специальное использование водных биоресурсов в рыбохозяйственных водных объектах (их частях) от 31 декабря 2013г. N, выданное Восточно-Черноморским бассейновым управлением охраны, использования и возобновления водных биоресурсов и регулирования рыболовства (Восточно-Черноморская рыбоохрана) Государственного агентства рыбного хозяйства Украины.
Данным разрешением ТОВ "Морской колокол" с 01 января 2014г. по 31 декабря 2018г. разрешено промышленное рыболовство в Черном море плавсредством МРТР "Багерово", порт регистрации Севастопольский морской рыбный порт. Разрешенные для использования орудия лова: трал разноглубинный 47/180 яч. 8 мм. -2 шт. Разрешенные для изъятия виды водных биоресурсов и объемы изъятия: в частности ставрида - без лимитирования и квотирования, барабуля - в пределах прогноза допустимого вылова.
Частью 1 ст.11 Федерального закона N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статьей 34 настоящего Федерального закона предусмотрена выдача в отношении каждого судна, осуществляющего промышленное и иные виды рыболовства, разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Такое разрешение является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер. Подлинники разрешений и документ, позволяющий достоверно установить внесение изменений в такие разрешения посредством телеграфной, электронной и иной связи в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, должны находиться на каждом судне, а также у лиц, осуществляющих добычу (вылов) таких водных биоресурсов без использования судов. Копии разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, информацию о внесении изменений в такие разрешения федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства, выдавший такие разрешения, направляет в органы федеральной службы безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ч.2, 3, 5 ст.34 Федерального закона N166-ФЗ).
Согласно ст.35 Федерального закона N166-ФЗ в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны: 1) сведения о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, судне, которое осуществляет рыболовство, районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловом участке; 2) виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); 3) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (если они установлены); 4) орудия, способы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов; 5) требования к охране окружающей среды; 6) иные регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.
Статьей ст.36 Федерального закона N166-ФЗ предусмотрено, что оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов добычи (вылова) водных биоресурсов, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, замены капитанов судов, которые осуществляют рыболовство, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях.
Изменения в выданное разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или посредством телеграфной, электронной и иной связи и являются неотъемлемой частью разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г. N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений.
Согласно этим Правилам разрешения действительны в течение календарного года в пределах срока добычи (вылова) водных биологических ресурсов, районов добычи (вылова) и (или) границ рыбопромысловых участков, объемов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, орудий и способов добычи (вылова), которые указаны в них (п.16).
Допускается внесение изменений в разрешения в случае изменения или уточнения районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, срока действия указанных разрешений, сведений о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в случае замены капитанов судов, которые осуществляют рыболовство, исправления ошибок в выданных разрешениях, а также в иных требующих безотлагательного решения случаях (п.17).
В случае выявления ошибок в разрешении Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) вносит соответствующие изменения в разрешение в срок, не превышающий 3 рабочих дней (п.18).
Таким образом из приведенного нормативного правового регулирования следует, что по общему правилу разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов должно соответствовать правилам рыболовства.
Если в разрешении допущены ошибки, в том числе по отношению к требованиям правил рыболовства, Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) должны внести в него изменения.
В случае изменения правил рыболовства в течение календарного года в период действия разрешения в него допускается внесение изменений.
Соответственно до внесения указанных изменений разрешение имеет приоритет перед правилами рыболовства.
Обратный вывод о приоритете исполнения в такой ситуации именно правил рыболовства противоречил бы обязательности указанного нормативного правового регулирования, необходимости внесения в разрешение каких-либо изменений.
Поскольку, в рассматриваемом случае, действие правил рыболовства было распространено на пользователей, осуществляющих деятельность по добыче водных биоресурсов в г.Севастополе в период действия выданных им разрешений, такие разрешения до конца календарного года также имеют приоритет перед правилами рыболовства.
При этом, исходя из приведенных выше положений о направлении федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства копии разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, информации о внесении изменений в такие разрешения в органы федеральной службы безопасности, при осуществлении контроля данными органами разрешения не могут игнорироваться.
В настоящем случае протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом пограничного управления ФСБ России по Республике Крым с нарушением указанных полномочий, поскольку в нем не учтены положения разрешения от 31 декабря 2013г. N.
Доводы представителей ФГКУ "Служба в г.Балаклаве ПУ ФСБ России по Республике Крым" о том, что вылов ставриды разноглубинными тралами аналогично с правилами рыболовства не предусматривался законодательством Украины, не может быть принят во внимание, поскольку разрешение от 31 декабря 2013г. N в установленном порядке, в том числе государственными и иными официальными органами Украины до принятия Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации, незаконным не признавалось.
Кроме того в деле нет сведений, что в указанное разрешение вносились изменения, его действие приостанавливалось или аннулировалось Росрыболовством.
Напротив в деле имеется ответ Росрыболовства от 28.07.2015г. N4365-ВС/У06 на адвокатский запрос согласно которому в переходный период, установленный ст.6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ, ООО "Морской колокол" имело полное основанное на законе право по осуществлению добычи (вылова) водных биоресурсов в соответствии и на условиях, предусмотренных в разрешении от 31 декабря 2013г. N.
Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и в соответствии с п.6.9. Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N444, вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства.
Между тем указанный ответ Росрыболовства судьей учтен не был, основания к этому в постановлении судьи не указаны.
Согласно ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Учитывая изложенное постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ в отношении Баурина А.В. - отменить, производство по делу прекратить.
Судья В.В. Бабич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.