судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.
при секретаре: Кравченко Д.А.
при участии:
истца Портнова Б.О.,
представителя истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Портнова Б.О. к Управлению Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю об оспаривании действий, с апелляционной жалобой Портнова Б.О. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2015 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
05.11.2015 года Портнов Б.О. обратился в суд с административным иском, в котором просил: признать решение Управления Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю незаконным, обязать Управление Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю (далее УФМС России по городу Свевастополю) выдать паспорт гражданина РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что 05.08.2015 года Портнов Б.О. обратился в УФМС РФ по г. Севастополю с заявлением о проведении проверки наличия, либо отсутствия у него гражданства РФ, к заявлению было приложено решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24.07.2014 года об установлении Портнову Б.О. факта постоянного проживания на территории города Севастополя с марта 2014 года по 24 июля 2014 года, в том числе и по состоянию на 18 марта 2014 года.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2015 года в удовлетворении административного иска Портнова Б.О. к Управлению Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю об оспаривании действий, - отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, административный истец подал апелляционную жалобу, просит решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2015 года отменить, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании истец, представитель истца апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия противоправности решения административного ответчика.
Коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", федеральным законом от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а также подзаконными нормативными правовыми актами по вопросам гражданства.
18 марта 2014 года подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ).
Статьей 4 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, является, в частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.
Статья 30 этого же Закона определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов, в частности, определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью второй статьи 15, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона.
Производство по делам о гражданстве Российской Федерации определено главой 7 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 года N 1325 (с изменениями и дополнениями).
Пунктом 30 Положения определены полномочия территориальных органов Федеральной миграционной службы, в частности, прием в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверка соответствия заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением; определение и оформление наличия гражданства Российской Федерации в соответствии с разделом VI настоящего Положения (пункты 51-52).
Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 года N64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, который определяет порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство; требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий.
Административные процедуры по определению наличия гражданства Российской Федерации, проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации (пункты 51 - 52 Положения) регламентированы пунктом 15 Административного регламента.
Пунктом 15 Административного регламента определено, что процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.
По результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа (15.6).
Согласно решению Ленинского районного суда города Севастополя от 24 июля 2014 года по гражданскому делу N заявление Портнова Б.О., заинтересованное лицо - Управление Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю об установлении юридического факта постоянного проживания на территории города Севастополя удовлетворено, установлен факт постоянного проживания заявителя на территории города Севастополя с марта 2014 года по 24 июля 2014 года, в том числе по состоянию на 18.03.2014 года (л.д. 4). Из текста этого же решения усматривается, что установление юридического факта необходимо для обращения в УФМС РФ по г.Севастополю с заявлением о получении заявителем паспорта гражданина РФ, поскольку такое условие предусмотрено п.51 Положения "О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" от 14.11.2002 года.
Установлено, что Портнов Б.О. 07.08.2015 года подал в УФМС РФ по г. Севастополю заявление о подтверждении принадлежности к гражданству РФ.
Письмом за исх. N от 28.10.2015 года УФМС РФ по городу Севастополю извещает Портнова Б.О., что проведенной по его заявлению проверкой установлено, что он гражданином РФ не является.
Из содержания заключения старшего специалиста первого разряда отдела по вопросам гражданства, убежища и реадмиссии УФМС России по городу Севастополю N (л.д. 13-15) усматривается, что проверка о подтверждении принадлежности к гражданству РФ Портнова Б.О. проводилась по его заявлению, к которому было приобщено решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 24.07.2014 г. об установлении факта проживания на территории г.Севастополя.
Согласно этого же заключения, уполномоченное лицо, осуществляя проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Портнова Б.О., сослался на положения Закона Украины от 11 декабря 2003 года N1382 "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине", действовавшим на территории города Севастополя и республики Крым до 18 марта 2014 года, согласно статье 3 которого, под местом проживания понимается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком более шести месяцев в год, также указав, что аналогичные нормы содержатся в законе Российской Федерации от 05.06.1993 года N5241-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", придя к выводу, что Портнов Б.О. проживал на территории г.Севастополя менее шести месяцев. Указанное обстоятельство, при отсутствии иных доказательств постоянного проживания в городе Севастополе, свидетельствует о том, что Портнов Б.О. гражданином Российской Федерации не является. С этим согласился суд первой инстанции.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы касательно того, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что в отношении административного истца Ленинским районным судом г.Севастополя принято решение об установлении факта его постоянного проживания на территории г.Севастополя на момент вхождения г.Севастополя в состав Российской Федерации, что само по себе является достаточным для признания его гражданами РФ.
Так, п/п 15.2 пункта 15 Административного регламента устанавливает, что заявление должно содержать конкретные сведения, в частности, о постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта (абз.3).
Применяя аналогию данной нормы к правоотношениям о постоянном проживании на территории Российской Федерации до 18 марта 2014 года и исходя из ее анализа, можно прийти к выводу, что наличие решения суда об установлении этого юридического факта не является безусловным и единственным подтверждением постоянного проживания на территории РФ и рассматривается в совокупности с иными сведениями, свидетельствующими о постоянном проживании.
Следовательно, решение суда об установлении факта постоянного проживания, само по себе, не является достаточным и единым основанием для определения наличия гражданства при том, что для принятия решения о наличии/отсутствии гражданства, территориальный орган ФМС России, как указано выше, наделен полномочиями по проверке фактов и представленных документов, а также вправе запрашивать дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
А поскольку решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24.07.2014 года устанавливает факт проживания Портнова Б.О. в городе Севастополе в период с марта 2014 по 24 июля 2014 года, то есть в данном случае решение не может служить самостоятельным основанием для признания наличия у Портнова Б.О. гражданства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и не дают оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Портнова Б.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.