Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Матвеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22 октября 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Корюкиной О*** В*** удовлетворить.
Признать незаконным Постановление администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области от ***2015 г. N *** "О снятии Корюкиной О.В. и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма".
Обязать Муниципальное учреждение администрацию муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области восстановить семью Корюкиной О*** В*** на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с Муниципального учреждения администрации муниципального образования "Чердаклинский район" в пользу Корюкиной О*** В*** расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Корюкиной О.В., ее представителя Ситдикова Т.К., третьего лица Корюкина А.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корюкина О.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области о признании незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указала, что ***.2012 г. она и ее семья в составе четырех человек: муж - Корюкин А.Н., дети - Л*** В. И. и К*** М.А., была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2015 г.".
***.2014 Министерством сельского хозяйства Ульяновской области ей было выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N ***, согласно которому предоставлена социальная выплата в размере *** рублей на приобретение жилого помещения.
***2015 г. ими был заключен кредитный договор N *** с ОАО "Сбербанк России" на приобретение жилого дома и земельного участка, согласно которому Банк предоставил кредит на сумму *** руб., сроком на 120 месяцев.
Ими был заключен договор купли - продажи жилого дома и земельного участка с отсрочкой платежа, зарегистрированный ***2015 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области.
Однако, согласно Постановлению администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области от ***.2015 г. N *** их семья снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц администрации МО "Октябрьское сельское поселение" Чердаклинского района. Причина снятия с учета объяснена не была.
Постановление ответчика считала незаконным и необоснованным, поскольку с ее стороны фактов злоупотребления правом не было допущено, все необходимые действия согласно условиям целевой программы были выполнены, потрачены денежные средства на приобретение жилья.
Просила признать незаконным Постановление администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области от ***2015 г. N *** по снятию ее семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика восстановить семью на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Чердаклинский район" Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом указывает, что учетном деле Корюкиной О.В. отсутствует заявление истицы о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Так же в акте проверки жилищных условий Корюкиной О.В. не содержится заключения, к которому пришла комиссия в результате проверки жилищных условий заявительницы, а также отсутствуют подписи большинства членов комиссии и подпись самой заявительницы, что делает указанный акт ничтожным. Кроме того, не истек пятилетний срок со дня совершения истицей и членами ее семьи действий, в результате которых они стали считаться нуждающимися в жилом помещении. Учитывая нормы ст. 53 ЖК РФ семья Корюкиной О.В. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ранее ***2016.
В возражении на апелляционную жалобу, Корюкина О.В. считая решение суда обоснованным, просит оставить жалобу администрация МО "Чердаклинский район" Ульяновской области без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно материалам дела Корюкин А.Н. и Корюкина О.В. с ***.2009 состоят в зарегистрировано браке, имеют от брака несовершеннолетнего сына К*** М.А., ***2013 года рождения. Корюкина О.В., кроме того, имеет несовершеннолетнего сына Л*** В.И., ***2007 года рождения.
С октября 2003 года по декабрь 2011 года Корюкин А.Н. был зарегистрирован по адресу: Ульяновская область, Ч*** район поселок П*** ул. М*** д.***. Дом площадью 120,64 кв.м. состоит из четырех комнат, помимо истца в доме зарегистрированы родители, на каждого приходилось по 40,2 кв.м.
Корюкина О.В. с января 2003 года, ее сын Л*** В.И. с сентября 2009 года по декабрь 2011 года были зарегистрированы по адресу Ульяновская область, Ч*** район поселок П***, ул. С***, д.*** кв.*** площадью 137,39 кв.м., комнат 4. В доме зарегистрированы так же родители истицы, на каждого приходилось по 34,3 кв.м. Квартира была приобретена в собственность в порядке приватизации, истица отказалась от участия в приватизации.
Истица и ее супруг добровольно снялись с регистрации по месту своего жительства и ***.2011 зарегистрировались в квартире по адресу Ульяновская область, Ч*** район поселок П***, ул. Л*** д*** кв.***. Площадь квартиры составляет 64,9 кв.м., после регистрации истцов, в квартире на каждого приходится 8,11 кв.м.
Постановлением Главы администрации МО "Октябрьское сельское поселение" от ***.2012 г. N *** "О признании и включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 N 144 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектам Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Корюкина О.В. и члены ее семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Главы администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области от ***.2015 г. N *** Корюкина О.В. и члены ее семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Основанием для такого решения послужило то, что на дату принятия постановления о признании Корюкиной О.В. и членов сё семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не истёк предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок со дня совершения Корюкиной О.В. и членами её семьи действий, в результате которых они стали считаться нуждающимися в жилом помещении - переселение на другую жилую площадь в качестве членов семьи собственника.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции исходил из того, что действия Корюкиной О.В. и ее супруга не могут быть расценены как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку данный переезд связан с неприязненными отношениями Корюкина А.Н. с матерью истицы.
В связи с изложенным, суд первой инстанции признал незаконным решение администрации муниципального образования "Чердаклинский район" о снЯтии истицы с семьей с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции постановлено с существенным нарушением норм материального права.
Признавая за истицей и членами ее семьи право быть принятыми на учет для получения жилого помещения по социальному найму, суд первой инстанции исходил из отсутствия у нее и членов ее семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствия у нее и членов семьи права пользования такими жилыми помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также из того, что истица и ее муж не совершали намеренных действий, повлекших ухудшение их жилищных условий.
Между тем суд первой инстанции не учел положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании ( часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за бывшими членами семьи собственника приватизированного жилого помещения сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно материалам дела, истица на момент приватизации зарегистрирована была в доме *** по ул. С*** пос.П*** в качестве члена семьи нанимателя, имела право на участие в приватизации этого жилого помещения, которым не воспользовалась. При этом сама истица, будучи членом семьи собственника жилого помещения, сохраняла право пользования этой квартирой, в которой была с ребенком обеспечена общей площадью жилого помещения в размере более 12 квадратных метров, в связи с чем не являлись с ребенком нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, истица как член семьи собственника жилого помещения имела право пользования принадлежащим ее родителям жилым помещением по адресу: поселок П***, ул. С***, д.*** кв.***. Снялась с регистрации истица добровольно.
Корюкин А.Н., как член семьи собственников дома так же был обеспечен жилой площадью и не нуждался в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Поскольку действия Корюкиной О.В. и ее супруга по снятию с регистрационного учета по месту жительства в домах, в которых они как члены семьи собственников были обеспечены общей площадью жилого помещения в размере более 12 квадратных метров, а также их добровольный отказ от права пользования указанными жилыми помещениями привели к ухудшению ими своих жилищных условий, к искусственному созданию нуждаемости в жилье, то у истицы и членов ее семьи не возникло право в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, ответчик обоснованно принял решение о снятии истицы с членами семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы истицы относительно того, что ей выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение(строительство) жилья в сельской местности, не является обстоятельством влекущим признание за истицей и членами ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Пунктом 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598) установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. Согласно положениям подпункта "г" п. 4 названного Типового положения, одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях указанного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Вывод суда о том, что ухудшение жилищных условий истицы с семьей были совершены не умышленно, основан лишь на показаниях истицы и ее супруга, сестры истицы. В подтверждение вынужденного переезда семьи истицы на новое место жительства, допустимых доказательств не представлено. Акт проверки жилищных условий, составленный в 2012 году, не содержит сведений об условиях проживания семьи истицы по месту регистрации. Кроме того, он оформлен ненадлежащим образом: не имеет даты составления, не заполнены все реквизиты, не подписан всеми членами комиссии.
Таким образом, выводы суда об отсутствии в действиях истицы и ее мужа умышленности и недобросовестности в целях ухудшения жилищных условий и постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении объективными допустимыми доказательствами не подтверждены.
Судебная коллегия полагает, что оценка доказательств произведена судом с нарушением положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Корюкиной О.В. к администрации муниципального образования "Чердаклинский район" в полном объеме.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Корюкиной О*** В*** о признании незаконным постановление администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области от ***2015 г. N *** "О снятии Корюкиной О.В. и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма" и обязании администрацию муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области восстановить семью Корюкиной О*** В*** на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.