Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.и Чурбановой Е.В.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Петрика В*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября 2015 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Петрика В*** В*** к ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" о признании действий незаконными и выплате недополученной суммы пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Петрика В.В., и его представителя адвоката Николаева Ю.Г. поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" Лаврухина В.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрик В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о признании действий незаконными, перерасчете пенсии.
В обоснование иска указал, что он проходил военную службу с ***1978г. по ***.2002г., при этом с 6.09.1994г. по ***2002 г. в Вооруженных Силах Кыргызской Республики.
В соответствии с законодательством РФ ответчиком ему была назначена и выплачивалась пенсия, которая до 1 мая 2015 г. исчислялась исходя из 23 тарифного разряда по воинской должности, воинского звания "полковник", выслуги - 24 года. Размер пенсии составлял *** руб.
С 1 мая 2015 г. ответчиком был уменьшен размер пенсии до *** руб. В обосновании принятого решения ответчик сослался на то обстоятельство, что его выслуга лет для исчисления процентной надбавки в календарном исчислении в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с ***.1978г. по ***.1994г. составляет 16 лет 1 месяц 05 дней. В соответствии с п. 13 Федерального закона от 7.11.2011г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" процентная надбавка за выслугу 16 лет составляет 25% от должностного оклада и оклада по воинскому званию. Службу в ВС КР военный комиссариат решилне учитывать.
С решением ответчика был не согласен, считал его незаконным.
Полагал, что согласно нормам действующего законодательства в выслугу лет для назначения ему пенсии подлежит зачету период с ***.1978г. по до *** 1999 г., что составляет 21 год и 4 месяца, а в соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона РФ от 7.11.2011г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" процентная надбавка за выслугу 21 год составляет 30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.
Просил признать действия ответчика, связанные с уменьшением размера пенсии с 1.05.2015 г., исходя из выслуги 16 календарных лет и надбавки за выслугу лет - 25%, незаконными и обязать произвести перерасчет пенсии с 1.05.2015 г. исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 30%, выплатить недоплаченные суммы пенсии.
Рассмотрев данный спор, суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Петрик В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. При этом указывает, что суд должен был применить положения ст. 61 ГПК РФ, и учесть, что решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 22.05.2003 было установлено, что он (истец) является гражданином России по рождению, гражданства какого-либо другого государства не принимал. Следовательно, в вооруженных силах Кыргызстана он служил как гражданин России.
В возражении на апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Петрика В. В. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как усматривается из материалов дела, Петрик В.В. состоял на военной службе с ***1978 по ***2002, из которых с ***1994 по ***.2002 в Вооруженных Силах Кыргызской Республики.
Выслуга для исчисления процентной надбавки определена без учета периода службы в Кыргызстане и в связи с этим с 01.05.2015 размер пенсии составил *** руб.*** коп.
Не согласившись с данным решением ответчика, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая обжалуемое решение и отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд, исходя из установленных обстоятельств дела и положений международных соглашений, а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, пришел к правильному выводу о том, что период службы истца в Вооруженных Силах Кыргызстана не подлежит включению в выслугу лет для исчисления такой надбавки, в связи с чем размер процентной надбавки за выслугу лет истцу правомерно приведен в соответствие с требованиями законодательства РФ.
Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела, основаны на законе и нормах международного права, которые, вопреки доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
На момент службы истца действовала ст. 62 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством РФ, только до окончания переходного периода.
В силу ст. 56 данного Закона РФ и п. 2 Постановления от 11.02.1993 N 4457-1 Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода был установлен до 31.12.1994.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию РФ и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров РФ.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 г.
В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно п. 2 ст. 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15.05.1992 г. для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт первый), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (пункт второй) установлены различные правила относительно применяемого национального законодательства.
Пункт 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.
Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.
Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
Вышеуказанное согласуется с разъяснениями Экономического суда Содружества Независимых Государств, данными в Консультативном заключении N 01-1/2-09 от 09.12.2009 г.
В Российской Федерации Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:
а) военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств;
в) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
д) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Учитывая, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах республики Кыргызстана, в Вооруженные Силы РФ в установленном порядке не переводился, следовательно, оснований для включения в выслугу лет для назначения надбавки в календарном исчислении периода службы в Вооруженных силах республики Кыргызстан не имелось.
Учитывая, что факт прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики, как гражданина Российской Федерации, на основании заключенного Договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной области от 5 июля 1993 г.своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет с учетом этого периода.
Ссылка истца на то обстоятельство, что в период прохождения военной службы в Кыргызстане он являлся гражданином России по рождению, не влечет включение вышеуказанного периода в выслугу лет, поскольку данная служба должна быть осуществлена в рамках заключенного Договора, доказательств этому не представлено.
Кроме того, истец лишь в 2003 году оформил гражданство Российской Федерации, получив паспорт гражданина России, что дает основание предполагать о том, что отношения истца с вооруженными силами Кыргызстана не были основаны на принадлежности истца к гражданству России.
Доказательств того, что истец как гражданин России в рамках Договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной области заключил контракт с Министерством обороны Кыргызской Республикой в материалы дела не представлено. Напротив, согласно материалам послужного списка все назначения Петрика В.В. производились должностными лицами Министерства обороны Кыргызской Республики.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы представляют собой субъективную позицию истца о том, как должно было быть разрешено дело по существу, фактически направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, и не могут повлечь за собой отмену решения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Петрика В*** В*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.