Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Годуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 29", Управление образования администрации города Ульяновска, администрацию города Ульяновска, КУГИГ администрации города Ульяновска в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать здание школы, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Розы Люксембург, 48, устройствами, обеспечивающими доступ маломобильным группам населения (пандусами).
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Афанасьевой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Сальникова А.А., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 29" (далее - МБОУ СШ N 29) о возложении обязанности оборудовать здание школы устройствами, обеспечивающими доступ маломобильным группам населения (пандусами).
В обосновании иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов прокуратурой района было установлено, что МБОУ СШ N 29, находящееся по адресу: г. Ульяновск, ул. Розы Люксембург, 48, не приняло меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение школы. Лестница, ведущая ко входу в школу, не оборудована пандусом, обеспечивающим доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками. В результате неисполнения положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" нарушаются права, свободы и интересы обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, создаются препятствия для маломобильных групп населения к свободному посещению образовательного учреждения.
Судом привлечены к участию в деле в качестве соответчиков администрация города Ульяновска, Управление образования администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - КУГИГ администрации города Ульяновска), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе КУГИГ администрации города Ульяновска просит отменить решение в части возложения обязанности по оборудованию здания школы пандусом на Комитет. Указывает, что здание школы является собственностью муниципального образования "город Ульяновск", передано на праве оперативного управления МБОУ СШ N 29, которое в пределах своих полномочий и в соответствии с объемом выделяемых из местного бюджета средств должно обеспечить оборудование здания школы пандусом. Считает, что возложение судом одной и той же обязанности на нескольких ответчиков, деятельность каждого из которых финансируется из средств городского бюджета, может привести к нарушению бюджетного законодательства. В нарушение ч. 2 ст. ГПК РФ судом не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей МБОУ СШ N 29, администрация города Ульяновска, Управления образования администрации города Ульяновска, Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.
Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что вход в здание по адресу: г. Ульяновск, ул. Розы Люксембург, 48, в котором находится МБОУ СШ N 29, не оборудован пандусом для доступа в здание маломобильных групп населения (инвалидов).
Ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствие в здании школы пандуса не позволяет обеспечить свободный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в школу, прокурор Ленинского района г .Ульяновска обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, суд верно определилюридически значимые обстоятельства по делу и пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного иска.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, социально значимые здания, административные здания и сооружения.
Согласно положениям СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусматривается дублирование входных лестниц пандусами или подъемными устройствами.
Таким образом, МБОУ СШ N 29, являющееся объектом социальной инфраструктуры, подлежит оборудованию пандусом для обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно уставу МБОУ СШ N 29 школа является социально ориентированной некоммерческой организацией, основным видом деятельности которой является образовательная деятельность.
Учредителем МБОУ СШ N 29 является муниципальное образование "город Ульяновск", функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования "город Ульяновск" осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска (п. 1.3 устава).
Функции и полномочия собственника имущества школы от имени муниципального образования "город Ульяновск" осуществляет КУГИГ администрации города Ульяновска (п. 1.4 устава), являющийся собственником здания, в котором расположена школа, и осуществляющий распорядительные и контролирующие функции в отношении муниципального имущества, закрепленного за МБОУ СШ N 29 на праве оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 N 90, к функциям Управления образования администрации города Ульяновска отнесено обеспечение выполнения администрацией города Ульяновска полномочий по решению вопросов местного значения в области организации предоставления образования; определение условий, порядка формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными образовательными организациями (п. 4.1.10); осуществление контроля за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях (п. 4.1.15). Кроме того, Управление образования администрации г. Ульяновска является главным распорядителем бюджетных средств по разделу "Образование".
Согласно Положению о КУГИГ администрации города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 N 90, в задачи КУГИГ администрации города Ульяновска включено осуществление функций муниципального заказчика на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт социальных объектов (школы, детские сады, спорные объекты), финансируемых из бюджета муниципального образования " г. Ульяновск" (п. 4.1.31).
Кроме того, постановлением администрации города Ульяновска от 18.09.2013 N 4074 утверждена муниципальная программа "Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании "город Ульяновск", одной из задач которой является создание условий в образовательных организациях для беспрепятственного доступа детям-инвалидам в общеобразовательные организации и организации дополнительного образования. Исполнителем программы указано Управление образования муниципального образования "город Ульяновск", соисполнителем - муниципальные образовательные организации и КУГИГ администрации города Ульяновска.
С учетом указанных норм права суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в образовательное учреждение на собственника имущества - администрацию города Ульяновска, само образовательное учреждение - МБОУ СШ N 29, а также на ГУГИГ администрации города Ульяновска и Управление образования администрации города Ульяновска, как отраслевые органы администрации города Ульяновска, осуществляющие в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения в области образования и управления муниципальным имуществом.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы КУГИГ администрации города Ульяновска о необоснованности возложения на Комитет, наравне с другими ответчиками, обязанности по оборудованию здания школы пандусами, является несостоятельным и не влечет отмену принятого по делу решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что в резолютивной части решения не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, также не является основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку исполнение решения суда должно осуществляться ответчиками в пределах их компетенции.
Постановленное по делу решение является правильным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.