Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 15 января 2016 г. по делу N 33а-11/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А., судей Шпакова С.П. и Дубова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Егерь И.С.
с участием представителя административного истца Нечаенко В.И. и представителя административного ответчика Блинникова В.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Брякунова В.Ю. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части ... и командира этой же воинской части о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Томского гарнизонного военного суда от 27 октября 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А., окружной военный суд
установил:
майор запаса Брякунов с 1993 года проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД РФ.
Решением жилищной комиссии войсковой части ... от 6 октября 2014 года Брякунов признан нуждающимся в жилом помещении.
31 декабря 2014 года в связи с достижением предельного возраста Брякунов уволен с военной службы с его письменного согласия без предоставления жилого помещения, но с оставлением в списках нуждающихся в обеспечении жильем.
Решением жилищной комиссии войсковой части ... от 29 сентября 2015 года, в тот же день утвержденным командиром названной воинской части, Брякунов снят с учета нуждающихся в жилом помещении на сновании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет.
Основанием для принятия указанного решения жилищной комиссии явилось то, что Брякунов ранее обеспечивался жилым помещением на безвозмездной основе по установленным нормам, в связи с чем он не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Посчитав свои права нарушенными, Брякунов оспорил в судебном порядке действия должностных лиц, связанные с принятием указанного решения.
Решением Томского гарнизонного военного суда административному истцу в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Брякунов настаивает на отмене судебного акта и просит принять по делу решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на отдельные положения жилищного и военного законодательства, судебную практику, Брякунов приводит доводы о том, что закон не предусматривает каких-либо ограничений для военнослужащих по сравнению с другими гражданами по повторному обеспечению государством жилой площадью. Так, по мнению автора жалобы, основным условием для обеспечения его жилым помещением является наличие факта нуждаемости в жилье.
Кроме того, Брякунов полагает, что в силу истечения установленного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока, препятствовавшего признанию его нуждающимся в жилом помещении, оснований для отказа в постановке его на жилищный учет не имеется.
В заключение административный истец указывает, что оспариваемое им решение коллегиального органа о снятии его с жилищного учета не содержит ссылку на конкретную норму ЖК РФ, а жилищная комиссия, исходя из положений ст. 56 ЖК РФ, не имела законных оснований для принятия решения о снятии его с учета нуждающихся по истечении 30 рабочих дней с момента выявления факта отсутствия у него права состоять на жилищном учете.
В представленных возражениях представитель командира войсковой части ... Блинников В.П., опровергая доводы административного истца, просит оставить состоявшееся решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Из анализа положений ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет государственного или муниципального жилого фонда жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на военное ведомство обязанность по предоставлению им такого жилья за счет государственного или муниципального жилого фонда только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать от него повторного предоставления социального жилья в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Согласно части 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. Государственный жилищный фонд образуют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов), а также в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Следовательно, в случае выделения до 1 марта 2005 года жилого помещения, закреплённого за местными органами власти, гражданин считается обеспеченным жильём за счёт государства.
Как следует из материалов дела, в 1985 году отцу административного истца - Б.Ю.Е. и 3 членам его семьи (включая Брякунова В.Ю.) от исполнительного комитета городского Совета народных депутатов города Т ... предоставлена трехкомнатная квартира в соответствии с установленными на тот период времени нормами по адресу г. С ... Т ... области, пр. К ... , д. ... кв. 11.
В 2008 году Брякунов В.Ю. добровольно распорядился (подарив бывшей супруге) принадлежащей ему 1/3 доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру по адресу г. С ... , пр. К ... , д. ... , кв. 4 общей площадью 56.7 кв. м., предоставленной ему и членам его семьи (всего 3 человека) в 1999 году администрацией города С ... в результате обмена и приватизации.
Таким образом, Брякунов, будучи обеспеченным в период прохождения военной службы жильем для постоянного проживания по установленным нормам за счет государства, проходя военную службу по контракту, добровольно им распорядился и не предпринял каких-либо действий к его сдаче, что могло бы дать ему право поставить вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении, в том числе и по избранному месту жительства.
В связи с изложенным его притязания на предоставление ему еще одного жилого помещения из государственного жилищного фонда, не основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направленном на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья от государства.
В связи с этим, оспоренное Брякуновым решение жилищного органа является правомерным.
При этом довод автора апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом протоколе жилищной комиссии отсутствует ссылка на конкретную норму ЖК РФ, является надуманным, поскольку опровергается материалами дела.
Кроме того, утверждение Брякунова о пропуске жилищной комиссией 30-ти дневного срока для принятия решения о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях также не подтверждается установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами дела. Более того, несоблюдение указанного срока не может ставить под сомнение законность и обоснованность принятого коллегиальным органом решения.
На основании изложенного апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 177, 307-309, окружной военный суд,
определил:
решение Томского гарнизонного военного суда от 27 октября 2015 года по административному исковому заявлению Брякунова В.Ю. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.