Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 12 февраля 2016 г. по делу N 33а-37/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А.; судей Дубова Ю.А. и Шпакова С.П.,
при секретаре судебного заседания Егерь И.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску майора Древаль Э.А. об оспаривании действий должностных лиц, связанных с принятием решения об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по апелляционной жалобе административного истца на решение Абаканского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2015 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П., объяснения представителя административного ответчика Пелых В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд,
установил:
Древаль, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проходит указанную службу в войсковой части ...
9 сентября 2015 года установленным порядком он обратился в жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации (далее МО РФ) с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом жены и двух детей.
Решением начальника отделения (территориального, г. А ... ) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее начальник отделения Центррегионжилье) от 5 октября 2015 года N ... военнослужащему на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказано в принятии на такой учет.
Должностным лицом в ходе проверки поступивших документов установлено, что майору Древаль в 2014 году был предоставлен земельный участок в городе А ... для индивидуального строительства, который он продал 21 марта 2015 года.
Не согласившись с принятым решением должностного лица, Древаль обратился в Абаканский гарнизонный военный суд с требованием признать его незаконным.
Рассмотрев поданный военнослужащим административный иск, гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении заявленного им требования.
В апелляционной жалобе Древаль, считая решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив административный иск в полном объеме.
При этом в жалобе указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и не правильно применены нормы материального права.
В обоснование апелляционного обращения автор, ссылаясь на приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8, определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, а также нормы ЖК РФ и другие нормативные акты, приводит доводы, образующие в своей совокупности суждение о том, что отчуждение им полученного в собственность земельного участка не является ухудшением жилищных условий. Продажа участка была вынужденной мерой, поскольку он нуждался в денежных средствах.
Между тем, по мнению военнослужащего, гарнизонный военный суд, оценив данное обстоятельство, неверно пришел к обратному заключению.
Кроме того, суд необоснованно, без должных на то оснований сделал ошибочный вывод о том, что он не имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку самостоятельно избрал иную форму реализации такого права - предоставление от органа местного самоуправления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
В своих возражениях руководитель Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области", опровергая доводы административного истца, просит оставить состоявшееся решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.Окружной военный суд, рассмотрев административное дело в полном объеме, будучи не связанным с основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях на неё, не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Так, в силу п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для последующей реализации жилищных прав допускается, если представляются документы, которые не подтверждают право состоять на указанном учете.
Как видно из материалов дела Древаль представил ) в жилищные органы МО РФ копию Свидетельства о государственной регистрации права от 11 апреля 2014 года о получении от администрации города А ... Республики Хакасия земельного участка в его границах для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1063 кв. м ), а также копию договора о продаже им данного участка 21 марта 2015 года ).
Такие данные указывают на правомерность принятого должностным лицом решения об отказе военнослужащему в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Поскольку у начальника отделения Центррегионжилье до принятия Древаль на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении имелись документы о предоставлении военнослужащему на указанных основаниях земельного участка для строительства жилого дома, то есть документы, которые опровергали его право состоять на указанном учете, принятое решение должностного лица является законным и обоснованным.
На такой вывод апелляционной инстанции не влияет и факт продажи военнослужащим полученного земельного участка.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на соответствующий учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом, вопреки мнению автора жалобы, продажа земельного участка, полученного для строительства жилого дома от органа местного самоуправления с целью поддержания семейного бюджета, является намеренным ухудшением жилищных условий.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают вывод суда об отсутствии оснований удовлетворения апелляционного обращения, поскольку сводятся к его переоценке и отмене по существу правильного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд,
определил:
решение Абаканского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2015 года по административному иску майора Древаль Э.А. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.