Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Касянчук Е.С.
при секретаре Климовиче С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседание гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 11 ноября 2015 года по заявлению прокурора Питкярантского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Питкярантского городского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Питкярантского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Питкярантского городского поселения по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Питкярантского городского поселения в кадастровом квартале ( ... ) по ( ... ) была установлена несанкционированная свалка строительного мусора, бытовых отходов общей площадью около ( ... ) кв.м. Поскольку размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, а в соответствии с уставом Питкярантского городского поселения организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, прокурор просил обязать ответчика ликвидировать данную несанкционированную свалку в срок до ХХ.ХХ.ХХ.
Решением суда заявленные требования удовлетворены, на администрацию Питкярантского городского поселения возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку строительного мусора, бытовых отходов на общей площади около ( ... ) кв.м. рядом с гаражом прокуратуры Питкярантского района по адресу: ( ... ), в кадастровом квартале ( ... ), рядом с земельным участком с кадастровым номером ( ... ) в срок до ХХ.ХХ.ХХ.
С принятым судебным постановлением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его изменить в части определенных судом сроков ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование жалобы указывает на отсутствие в бюджете Питкярантского городского поселения в настоящее время достаточных для исполнения решения суда денежных средств, а также обращает внимание на невозможность ликвидации свалки в весенне-зимний период.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Питкярантского района полагает решение суда законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежащим.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Крылов Д.И. по доводам жалобы возражал, просил об ее отклонении.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
На основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, решение которых возложено на городское поселение.
Уставом Питкярантского городского поселения данная функция возложена на администрацию Питкярантского городского поселения (п. 18 ст. 6).
Суд первой инстанции, установив размещение на территории Питкярантского городского поселения в кадастровом квартале ( ... ), по ( ... ) несанкционированной свалки строительного мусора и бытовых отходов общей площадью около ( ... ) кв.м., приняв во внимание, что размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а земельный участок, на котором расположена данная несанкционированная свалка, не предоставлен в пользование физическим или юридическим лицам, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных прокуратурой Питкярантского района требований и возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Питкярантского городского поселения как на орган местного самоуправления, в чьей компетенции находятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Питкярантского городского поселения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии в настоящее время в бюджете городского поселения денежных средств, достаточных для ликвидации данной свалки, основанием к отмене постановленного судом решения быть признаны не могут, поскольку исполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей не может быть поставлено под условие наличия либо отсутствия для этого денежных средств.
Ссылки администрации Питкярантского городского поселения в жалобе на невозможность ликвидации выявленной несанкционированной свалки в срок до ХХ.ХХ.ХХ судебная коллегия также находит несостоятельными. Срок исполнения решения определен судом первой инстанции с учетом требований ст. ст. 204, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ. Доказательства невозможности ликвидации данной свалки в зимний период с учетом ее объема и характеристик по делу отсутствуют.
Судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 11 ноября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.