Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Кудряшовой Е.П., Соляникова Р.В.
при секретаре Филиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административных истцов на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17.11.2015 по административным искам Смирновой Ирины Александровны, Сергеевой Варвары Георгиевны, Стрельниковой Светланы Владимировны, Попковой Светланы Анатольевны, Смышникова Кирилла Михайловича, Шишкиной Натальи Ортыковны, Петухова Александра Владимировича об оспаривании действий администрации Сортавальского городского поселения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявление подано по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ на собрании жителей Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря (далее - Зимняя гостиница) административным истцам стало известно, что на основании заключения межведомственной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ о непригодности для проживания помещений Зимней гостиницы, используемых в качестве жилых, принято постановление администрации Сортавальского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ N N о непригодности для проживания указанных помещений. Данные акты приняты с нарушением норм жилищного законодательства и нарушают права административных истцов, так как препятствуют продлению договоров найма указанных помещений, а также их приватизации. Административные истцы просили суд признать указанные акты незаконными и отменить.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С принятым судебным постановлением не согласны административные истцы, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывают на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Полагают необоснованным вывод суда о пропуске административными истцами срока обращения в суд. Указывают, что заключение межведомственной комиссии составлено с нарушением требований жилищного законодательства.
Заинтересованное лицо Религиозная организация "Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее - Монастырь) в отзыве на апелляционную жалобу выражает согласие с решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Самсонов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика Лукьянова Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, в собственности Монастыря находится здание Зимней гостиницы, расположенной по адресу: ( ... ).
ХХ.ХХ.ХХ в адрес межведомственной комиссии Сортавальского городского поселения (далее - межведомственная комиссия) от собственника здания Зимней гостиницы в лице доверительного управляющего ООО ( ... ) поступило заявление о признании жилых помещений Зимней гостиницы, в которой проживает ( ... ) человек, непригодными для проживания в соответствии с техническим заключением ( ... )".
Согласно заключению межведомственной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ жилые помещения Зимней гостиницы (N N, N) являются непригодными для проживания.
На основании заключения межведомственной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ постановлением администрации Сортавальского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ N указанные выше помещения признаны непригодными для проживания.
ХХ.ХХ.ХХ на собрании жильцов Зимней гостиницы административные истцы узнали о признании жилых помещений, в которых они проживают, непригодными для проживания.
ХХ.ХХ.ХХ административные истцы обратились в суд с административным иском об оспаривании заключения межведомственной комиссии и принятого на его основании постановления органа местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты приняты в пределах компетенции, соответствуют закону, права административных истцов не нарушают. Кроме того, отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции сделал вывод о пропуске административными истцами срока на обращение в суд.
С выводом суда первой инстанции о пропуске административными истцами срока на обращение в суд судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан на основании недопустимых доказательств, в частности показаний представителя заинтересованного лица и участкового о том, что ХХ.ХХ.ХХ в здании Зимней гостиницы были размещены ( ... ) объявлений о признании помещений непригодными для проживания. При этом доказательств непосредственного вручения или направления почтовой корреспонденцией административным истцам уведомлений о принятых в отношении помещений, в которых они проживают, оспариваемых решений не представлено.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку утверждение административных истцов о том, что о принятии оспариваемых решений им стало известно лишь ХХ.ХХ.ХХ, достоверными и допустимыми доказательствами не опровергнуто, а в суд они обратились с настоящим иском ХХ.ХХ.ХХ, следовательно, оснований для вывода о пропуске административными истцами срока обращения в суд не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда ввиду следующего.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8 Положения).
Как следует из материалов дела, здание Зимней гостиницы строилось в три этапа (1851-1856, 1876 и 1891-1900 годы) как гостиница для паломников, прибывающих на о.Валаам в Спасо-Преображенский монастырь.
С уходом монастыря с острова в 1940 году была утрачена историческая функция здания: в 1940-1941 годах размещалась школа боцманов и юнг ВМФ СССР, а с 1950 года - дом-интернат для инвалидов войны и школа п.Валаам, позднее - жилые квартиры (комнаты) жителей поселка.
Здание Зимней гостиницы обладает высокой архитектурно-градостроительной ценностью, является объектом культурного наследия федерального значения (постановление Совета Министров РСФСР от 26.09.1983 N 443 "О дополнительных мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры и природного ландшафта Валаамских островов в Карельской АССР", Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения").
Здание Зимней гостиницы передано в собственность Монастыря Законом Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N-ЗРК "О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря".
В настоящее время здание Зимней гостиницы представляет собой исторически сложившийся многофункциональный комплекс, осуществляющий как жилую, так и общественную функции.
Административные истцы зарегистрированы в здании Зимней гостиницы.
Согласно поручению Президента Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ N N председателю Правительства Российской Федерации и Главе Республике Карелия поручено предусмотреть выделение средств на реставрацию здания Зимней гостиницы и обеспечение проживающих в нем граждан жилыми помещениями.
На основании поручения Президента Российской Федерации ( ... )" разработано техническое заключение N "Реставрация объекта культурного наследия федерального значения - корпуса Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря (Республика Карелия, о.Валаам) для восстановления исторической функции. Заключение о пригодности или непригодности помещений к постоянному проживанию" (далее - техническое заключение).
Согласно указанному техническому заключению жилые помещения Зимней гостиницы по своим техническим и санитарно-гигиеническим параметрам, условиям безопасности проживания не соответствуют требованиям закона и соответствующей нормативно-технической документации Российской Федерации в сфере жилищного законодательства, и по этой причине не могут быть использованы для постоянного проживания.
На основании обращения Монастыря в лице доверительного управляющего межведомственной комиссией ХХ.ХХ.ХХ вынесено заключение о признании помещений N N, N непригодными для проживания.
По мнению судебной коллегии, указанное заключение межведомственной комиссии составлено в полном соответствии с требованиями Положения.
Так, согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В силу пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, помимо прочего, включает составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Как следует из материалов дела, межведомственной комиссией решение о необходимости проведения обследования здания Зимней гостиницы не принималось, поскольку она руководствовалась техническим заключением, разработанным ( ... )", на что сделана ссылка в заключении межведомственной комиссии.
Так, в техническом заключении, разработанным ( ... )", указано на несоответствие помещений здания Зимней гостиницы, используемых в качестве жилых, требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования", СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты".
В силу пункта 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
При таких обстоятельствах межведомственная комиссия, руководствуясь техническим заключением, разработанным ( ... )", установив наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, пришла к правомерному выводу о наличии правовых оснований для признания помещений здания Зимней гостиницы, используемых в качестве жилых, непригодными для проживания.
Административными истцами судам первой и апелляционной инстанций доказательств, опровергающих выводы технического заключения, разработанного ( ... )", не представлено.
Не усматривает судебная коллегия нарушений закона и со стороны администрации местного самоуправления, принявшей на основании заключения межведомственной комиссии постановление от ХХ.ХХ.ХХ N о непригодности для проживания указанных помещений.
Доводы жалобы о нарушении оспоренными актами жилищных прав административных истцов в связи с их выселением из признанных непригодными помещений здания Зимней гостиницы, используемых в качестве жилых, предметом проверки в рамках административного судопроизводства не являются. Споры о выселении граждан из жилых помещений регулируются нормами жилищного законодательства и подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах оспариваемые акты приняты в пределах компетенции межведомственной комиссии и администрации органа местного самоуправления, с соблюдением предусмотренного законом порядка, прав административных истцов не нарушают.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда по существу является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17.11.2015 по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционные жалобы административных истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.