Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей: Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,
при секретаре Поповской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного казённого учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от " ... ", которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района ЕАО в интересах Василенко А. И. к областному государственному казённому учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" об обязании совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать областное государственное казённое учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" выдать Василенко А. И. сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен сертификата N " ... " от " ... ", исходя из предусмотренного ст. 5 Закона ЕАО от 17.03.2014 N 477-ОЗ норматива общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения представителя ответчика Медведевой С.А., прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района обратился в суд в интересах Василенко А.И. к областному государственному казённому учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" (далее по тексту ОГКУ "МФЦ") с иском об обязании совершить определенные действия.
Требования мотивировал тем, что в связи с обращением Василенко А.И. по вопросу нарушения жилищных прав прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения требований федерального законодательства.
Василенко А.И. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, и имеющей право на государственную поддержку в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.
В нарушение ст. 5 Закона ЕАО от 17.03.2014 N 477-ОЗ при переоформлении сертификата на предоставление денежных средств на приобретение жилого помещения в связи со смертью мужа ФИО1, являющегося членом семьи Василенко А.И, последней выдан сертификат на социальную выплату, рассчитанную из норматива площади жилого помещения 21 кв.м, тогда как она имеет право на получение выплаты из расчёта площади 33 кв.м как одиноко проживающий гражданин.
Просил обязать ответчика предоставить Василенко А.И. сертификат на право предоставления выплаты на приобретение жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина 33 кв.м, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Мышляев З.А. исковые требования поддержал.
Истица Василенко А.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истицы Цибариус О.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в " ... " году истице выдали сертификат на социальную выплату на семью из двух членов, включая мужа, на 42 кв.м.
В связи с отсутствием финансирования мер государственной поддержки истица не смогла приобрести жилое помещение в срок действия сертификата. После смерти супруга в " ... " году ей переоформили сертификат на денежные средства исходя из расчёта норматива площади жилого помещения 21 кв.м. Однако после смерти мужа истица приобрела статус одиноко проживающего гражданина, в связи с чем имеет право на получение сертификата на получение денежных средств из расчёта норматива площади жилого помещения 33 кв.м.
Представитель ответчика Пискунова О.М. исковые требования не признала, пояснила, что сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году, был выдан Василенко А.И. на семью на сумму " ... " рублей с учётом мужа ФИО1 В связи со смертью последнего данный сертификат утратил силу. Поскольку на момент выдачи сертификата истица не являлась одиноко проживающей, то после смерти супруга имеет право на 1/2 доли от общей собственности, т.е. на выплату денежных средств на сумму " ... " рублей из расчёта норматива площади жилого помещения 21 кв.м.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, на стороне ответчика комитета социальной защиты населения правительства ЕАО и Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, применением закона, не подлежащего применению, принять по делу новое решение.
Полагает, что вывод суда о праве истицы на сертификат на получение денежных средств на приобретение жилого помещения как одиноко проживающему гражданину противоречит действующему законодательству.
Суд необоснованно применил постановления Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 и 07.06.1995 N 561, поскольку процедура признания за гражданином прав на получение мер государственной социальной поддержки регулируются постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1076 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", Законом ЕАО от 17.03.2014 N 477-ОЗ и постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 N 539-пп.
Полагает, что переоформление сертификата на получение социальной выплаты с перерасчетом в сторону увеличения общей площади жилого помещения и размера выплаты гражданам, возможно только в связи с включением в списки ранее не включенных в них членов семей граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений. Иные основания для переоформления сертификата на получение денежных средств на приобретение жилого помещения большей площади, чем право на которую она имела при включении в список лиц пострадавших, законом не предусмотрены.
В возражение на жалобу истица Василенко А.И. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В возражение на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района ЕАО просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указал, что принятое решение не привело к увеличению общей стоимости жилья.
В апелляционной инстанции представитель ответчика Медведева С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.
Прокурор Витютнев К.В. с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пдп "л" п.1 ст. 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению принят Указ Президента РФ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области от 31.08.2013 N 693. Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов РФ и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии со ст. 1, 3 и 5 Закона ЕАО "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году" от 17.03.2014 N 477-ОЗ право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающие в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами РФ и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013.
Меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, по выбору предоставляются в форме предоставления жилого помещения или предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья. При этом учитывается норматив общей площади жилого помещения 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м - на 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека.
Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 N 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.
Согласно п.8, 19, 22 данного Порядка органы местного самоуправления городских (сельских) поселений формируют и утверждают списки граждан, имеющих право на получение выплаты. ОГКУ "МФЦ" на основании списков и документов, предусмотренных п.11 настоящего Порядка, производит расчёт выплаты и оформляет сертификат, подтверждающий право на предоставление выплаты.
Сертификат, выданный гражданину, действителен в течение 6 месяцев со дня его выдачи. По истечении указанного срока, в случае если получатель выплаты не реализовал своё право на приобретение жилого помещения, сертификат утрачивает юридическую силу и подлежит возврату в ОГКУ "МФЦ" для его переоформления. Переоформлению подлежат также сертификаты, по которым ОГКУ "МФЦ" был произведён перерасчёт в связи с включением в списки ранее не включенных в них членов семей граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений.
В силу п. 25 вышеуказанного Порядка выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что Василенко А.И. и ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", которое по заключению межведомственной комиссии, созданной для определения количества домов, не подлежащих восстановлению в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2013 году, признано непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению.
На основании заявления Василенко А.И. от " ... " и представленных к нему документов, подтверждающих право на получение государственной поддержки, Василенко А.И. в составе семьи из 2-х человек (учитывая её супруга ФИО1) включена в список граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, для получения государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.
Решением ОГКУ "МФЦ" в ЕАО от " ... " Василенко А.И. назначена выплата денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного на семью из двух человек исходя из норматива общей площади жилого помещения 42 кв.м на сумму " ... " рублей. В этот же день ей выдан сертификат N " ... " на указанный размер выплаты со сроком действия до " ... ".
По истечении данного срока сертификат переоформлен и выдан новый со сроком действия до " ... ".
" ... " ФИО1 умер, вследствие чего решением ОГКУ "МФЦ" в ЕАО от " ... " Василенко А.И. назначена выплата денежных средств на приобретение жилого помещения на состав семьи из 1 человека, исходя из норматива общей площади жилого помещения 21 кв.м на " ... " рублей. Василенко А.И. переоформлен сертификат и выдан новый со сроком действия до " ... ".
Удовлетворяя требования прокурора, обратившегося в интересах Василенко А.И., суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что поскольку последняя в связи с отсутствием финансирования не обращалась с заявлением о перечислении денежных средств на покупку жилого помещения и они не перечислялись продавцу жилого помещения, то учитывая, что после смерти мужа состав семьи Василенко А.И. изменился, она имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья как одиноко проживающий гражданин, исходя из норматива общей площади жилого помещения 33 кв.м.
Довод жалобы о том, что поскольку Василенко А.И. на момент признания за ней права на получение мер социальной поддержки имела право на получение денежной выплаты на состав семьи из двух человек, а не как одиноко проживающий гражданин, соответственно, после смерти супруга ей принадлежит половина данной выплаты в размере " ... " рублей, необоснован.
Исходя из Закона ЕАО от 17.03.2014 N 477-ОЗ и Порядка предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного жилое помещение оформляется в собственность гражданина или в общую собственность гражданина и (или) всех членов его семьи. Меры государственной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения предоставляются исходя из норматива жилой площади на семью или как одиноко проживающему гражданину.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что в случае смерти одного члена семьи жилое помещение не может быть оформлено в общую собственность исходя из прежней численности семьи. Поскольку статус семьи утрачен, то сертификат подлежит переоформлению на изменившийся состав, т.е. как одиноко проживающему гражданину.
Доводы жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции постановлений Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" и от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" не влекут отмену или изменение решения суда, вынесенного в соответствии с нормами действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного казённого учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.