Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
9 февраля 2016 года город Псков
в составе:
председательствующего Новиковой Л.А.
судей Спесивцевой С.Ю. и Овчинникова А.Г.,
при секретаре Богдановой О.Е.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.Т. на решение Псковского городского суда Псковской области от 24 ноября 2015 года, которым постановлено:
К.Т. в иске к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Псковской области о признании отказа в приеме на работу незаконным, обязании заключить трудовой договор отказать.
Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Псковской области Гриневич Т.И., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Т. обратилась в суд с иском к должностным лицам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области о признании отказа в приеме на работу незаконным, обязании заключить трудовой договор. Судом произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Управление Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области.
В обоснование требований истцом указывалось, что в 2012 году она включена в резерв на замещение вакантной должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов Псковской области. Несмотря на это, ей незаконно отказано в замещении вакантной должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела города Великие Луки, чем нарушены права на равный доступ к замещению должностей государственной гражданской службы. Полагала, что замещение вакантных должностей на основании дополнительных конкурсов при наличии кадрового резерва неправомерно, просила обязать ответчика заключить с ней трудовой договор по должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Псковской области с момента обращения.
Истец в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в предшествующем судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку зачисление в кадровый резерв не порождает обязанность назначить на соответствующую должность.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения, считая, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" назначение гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя. В нарушение требований закона в отношении нее такое решение принято не было.
К.Т. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие К.Т.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Управления ФССП по Псковской области от 19.06.2012 N 379-п был объявлен конкурс по формированию кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы, в том числе заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов Псковской области.
К.Т. , занимающая в тот период времени должность ***, участвовала в конкурсе, признана прошедшей конкурсные испытания в виде тестирования и собеседования, включена в кадровый резерв для замещения должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов Псковской области, что подтверждается уведомлением от 31.08.2012 N 05-9578.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение конкурсной комиссии о включении в кадровый резерв само по себе не гарантирует поступление гражданина на гражданскую службу и назначение на должность, заключение служебного контракта является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они основаны на законе и обстоятельствах дела.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением регулируются Федеральным законом N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон).
Статьей 22 Закона установлено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
Понятие кадрового резерва на гражданской службе, порядок его формирования предусмотрены статьей 64 Закона.
В соответствии с пунктом 3 части 6 указанной статьи включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста производится по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа.
Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа.
Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены (часть 5 статьи 64 Закона).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что понятие конкурса на замещение должности гражданской службы и понятие конкурса на включение в резерв для замещения должности гражданской службы не являются тождественными.
В отличие от первой процедуры, участие в конкурсе на включение в резерв не является безусловным основанием для заключения служебного контракта, не порождает у представителя нанимателя обязанности принять на гражданскую службу, назначить на должность государственной гражданской службы.
Прохождение К.Т. конкурса на включение в резерв для замещения вакантной должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов Псковской области с положительным результатом обязывало ответчика включить ее в соответствующий кадровый резерв, что им было исполнено.
При этом необходимо учитывать, что она включена в резерв для замещения конкретной вакантной должности, но не в конкретном отделе.
Она же, в связи с семейными обстоятельствами, претендует на должность именно в конкретном отделе - ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Псковской области.
Не назначением на должность заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Псковской области права истца не нарушены, так как в конкурсе на замещение указанной должности она не участвовала.
Оспаривая отказ ответчика в назначении на указанную должность, истцом не учтено, что указанного решения в отношении нее не принималось.
Данное обстоятельство подтверждается письмом руководителя Управления ФССП России по Псковской области от 31.10.2013 N 19/06-19-14373/13.
Доводы, приводимые истцом в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе со ссылкой на ч. 10 ст. 64 Закона, о том, что назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя, а, следовательно, как полагает истец, ответчик обязан назначить ее на вакантную должность, основаны на ошибочном толковании закона, так как указанной нормой такая обязанность на представителя нанимателя не возложена.
Из системной взаимосвязи части 10, части 5 статьи 64, пункта 5 части 2 статьи 22 Закона следует, что назначение кандидата, включенного в кадровый резерв на конкурсной основе, на вакантную должность гражданской службы является правом представителя нанимателя; в случае принятия такого решения конкурс для замещения вакантной должности не проводится.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Применение статьи 22 Трудового кодекса РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит положениям статьи 5 Закона, и на правильность разрешения спора не повлияло.
Доводы жалобы фактически повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и не опровергают выводов, изложенных в решении.
Учитывая, что оснований для отмены решения суда не имеется, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Новикова
Судьи С.Ю. Спесивцева
А.Г. Овчинников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.