Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 января 2016 г. по делу N 33а-23/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО7,
судей: ФИО8 ФИО6,
при секретаре ФИО5, с участием представителя административного истца Струкова ФИО9 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ полковника запаса Стельниковича ФИО10 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - Департамент), связанных с отказом в предоставлении заявителю жилых помещений и снятием его с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в период прохождения военной службы в г. Москве Стельниковичу и членам его семьи (супруга и сын) в сентябре 2004 года от Министерства обороны РФ предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры "адрес" общей площадью 56,3 кв. метров по адресу: "адрес".
Решением Департамента от 8 июня 2015 года N со ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ административному истцу отказано в предоставлении распределенных ему квартир N и N расположенных по адресу: "адрес" "адрес".
Этим же решением Стельникович снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он и члены его семьи обеспечены жильем по установленным нормам и отсутствуют основания для нахождения его на жилищном учете.
Полагая свои права нарушенными, Стельникович обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Департамента от 8 июня 2015 года N, обязать руководителя Департамента отменить это решение, восстановить его на жилищном учете до получения жилого помещения для постоянного проживания и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему квартир N и N по адресу: "адрес".
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Стельниковичу отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
Положения п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), ст. 5, 6, ч. 3 ст. 49 и ст. 51 Жилищного кодекса РФ связывают вопрос нуждаемости военнослужащего, проходящих военную службу по контракту, в жилом помещении с отсутствием такового по месту военной службы.
Далее со ссылкой на указанные нормы права отмечает, что квартира в "адрес" ему предоставлена во временное пользование, о чем говорится в п. 2.2.7 заключенного договора найма жилого помещения. При этом согласия на получение данной квартиры от него не требовалось.
В своем рапорте от 8 июня 2007 года о признании нуждающимся в жилом помещении в г. Москве он дал обязательство сдать квартиру в "адрес" жилищным органам после предоставления жилого помещения для постоянного проживания. Наличие названного жилого помещения в другом субъекте Российской Федерации, отличном от места прохождения военной службы, не имеет правового значения при решении вопроса о постановке его на жилищный учет.
Обращает внимание на то, что в оспоренном решении Департамента не названы основания снятия его с жилищного учета. Необоснованно сослался суд в решении и на учетную норму жилья, установленную в г. Москве.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Общие основания обеспечения жильём военнослужащих установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Аналогичные требования о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ содержатся в ныне действующей Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В судебном заседании установлено, что в период прохождения военной службы в г. Москве Стельниковичу, его супруге и сыну в сентябре 2004 года от Министерства обороны РФ предоставлено жилое помещение по договору социального найма в виде двухкомнатной квартиры N общей площадью 56,3 кв. метров по адресу: "адрес".
Согласно решению Совета депутатов Муниципального образования "Красногорский район" Московской области от 25 августа 2005 года N 542/8 учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 10 кв. метров общей площади для проживающих в отдельных квартирах.
При таких данных и, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения обоснованно исходил из того, что в сентябре 2004 года административный истец реализовал свое право на получение жилья по договору социального найма по месту прохождения военной службы в г. Москве, был обеспечен таковым по установленным нормам и в силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ не мог претендовать на повторное предоставление жилого помещения по месту службы.
В этой связи неправомерным является и решение жилищного органа, в соответствии с которым административный истец с 8 июня 2007 года признан нуждающимся в жилом помещении в г. Москве.
С учетом изложенного судебное постановление, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения Департамента от 8 июня 2015 года N об отказе в предоставлении административному истцу распределенных квартир N и N по адресу: "адрес" "адрес", и о снятии его с жилищного учета, прав Стельниковича не нарушает, поскольку оно основано на действующем жилищном законодательстве.
Каких-либо указаний о получении жилого помещения в д. Путилково во временное пользование заключенный Стельниковичем договор найма жилого помещения, в том числе п. 2.2.7, не содержит.
Указание в рапорте о признании нуждающимся в жилом помещении от 8 июня 2007 года об обязательстве сдать квартиру в д. Путилково жилищным органам после предоставления жилого помещения для постоянного проживания не свидетельствует о возникновении у административного истца права на повторное получение жилого помещения по месту военной службы в г. Москве, иное бы противоречило ст. 51 Жилищного кодекса РФ и положениям Закона.
Вопреки мнению автора жалобы, в решении Департамента от 8 июня 2015 года N имеется ссылка на п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обоснованно сослался суд в решении и на установленную в г. Москве учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 308, 311, п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2015 года по административному исковому заявлению Стельниковича ФИО11 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
19.01.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.