Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 21 января 2016 г. по делу N 33а-89/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО8,
судей:
ФИО9, ФИО7,
при секретаре ФИО6, с участием прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры подполковника юстиции ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителя Шевякова ФИО10 на решение 235 гарнизонного военного суда от 31 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Мосояна ФИО11 об оспаривании действий (бездействия) командира войсковой части N и командующего войсками Западного военного округа (далее - командующий), связанных с представлением и увольнением заявителя с военной службы без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи ФИО7, заключение военного прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, приказом командующего от 20 октября 2014 года N Мосоян уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе).
Посчитав, что подлежит увольнению с военной службы после обеспечения жилым помещением, Мосоян обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия (бездействие) командира войсковой части N, связанные с представлением его к увольнению с военной службы без предварительного обеспечения жилым помещением для постоянного проживания;
- признать незаконными действия (бездействие) командующего, связанные с изданием приказа от 20 октября 2014 года N о его увольнении с военной службы, возложив на указанное должностное лицо обязанность отметить данный приказ и восстановить его на военной службе;
- обязать командира войсковой части N представить его к увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", после предоставления ему жилого помещения для постоянного проживания.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Мосояну отказал.
В апелляционной жалобе заявитель и его представитель просят решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывают, что командованием воинской части не соблюдены положения п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), а также ст. 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и статьи 75, 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
Вопреки приведенным нормам, при увольнении с военной службы заявителю не были разъяснены порядок и правила увольнения, постановки на жилищный учет и получения жилого помещения для постоянного проживания.
В связи с этим Мосоян, признанный военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, не смог надлежащим образом реализовать свое право на обеспечение жильем до увольнения с военной службы.
Указанные обстоятельства, по мнению авторов жалобы, имеют существенное значение для правильного разрешения дела и вынесения законного и обоснованного судебного постановления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, имеющих в соответствии со ст. 15 Закона право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ органа, к которому прикладываются соответствующие документы.
В соответствии с пунктами 3 и 8 этой Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона (в редакции от 28.12.2013) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
По делу достоверно установлено, что в августе 2005 года Мосояну, его супруге и детям предоставлено служебное жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры N общей площадью 64,6 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
В настоящее время Мосоян, его супруга и дочь проживают в указанном служебном жилом помещении.
Как следует из списков военнослужащих войсковой части N (в настоящее время войсковая часть N), нуждающихся в жилых помещениях, от 30 сентября 2010 года и от 19 ноября 2011 года фамилия заявителя среди указанных военнослужащих не значится.
В июле 2013 года Мосоян по состоянию здоровья признан не годным к военной службе.
В ходе беседы от 4 апреля 2014 года Мосоян просил уволить его с военной службы с оставлением в списках очередников на получение постоянного жилья. В то же время в своем рапорте от 7 апреля 2014 года он ходатайствовал перед командиром войсковой части N о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно. До обеспечения жилым помещением согласия на увольнение с военной службы не высказал. Аналогичная запись содержится и на копии аттестационного листа от 4 апреля 2014 года.
Однако согласно сообщению начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - 1 отдел) от 28 августа 2014 года N 25/3704/тс заявитель в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, не состоит.
Только 26 февраля 2015 года, то есть после издания командующим оспоренного приказа от 20 октября 2014 года N, Мосоян обратился в 1 отдел с заявлением и документами для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, которые поступили в названную организацию 2 марта 2015 года.
Решением начальника 1 отдела от 17 апреля 2015 года N заявитель принят на учет нуждающихся со 2 марта 2015 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель на момент увольнения с военной службы нуждающимся в жилом помещении признан не был, а поэтому у командования не было препятствий, предусмотренных абз. 2 ст. 23 Закона, для представления и увольнению Мосояна с военной службы.
Более того, на момент увольнения с военной службы Мосоян и члены его семьи обеспечены благоустроенным жилым помещением в виде 3-х комнатной квартирой, тогда как не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, вообще не имеющие никакого жилья.
В связи с этим действия (бездействие) командующего и командира войсковой части N, связанные с представлением и увольнением заявителя с военной службы, являются законными и оснований для отмены оспоренного приказа командующего от 20 октября 2014 года N не имеется.
Все законодательные и нормативные правовые акты, касающиеся порядка и правил обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в том числе при увольнении с военной службы, опубликованы и находятся в свободном доступе для ознакомления.
С учетом этого утверждение авторов жалобы о том, что командованием нарушен порядок увольнения Мосояна с военной службы, поскольку последний не ознакомился с правилами и порядком реализации своего права на жилье, несостоятельно.
При этом следует отметить, что на день вынесения решения заявитель из списков военнослужащих воинской части не исключен и статус военнослужащего не утратил.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 235 гарнизонного военного суда от 31 августа 2015 года по заявлению Мосояна ФИО12 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий ФИО8
Секретарь судебного заседания ФИО6
26.01.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.