Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Иванова Ал.В.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Петрова Н.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 октября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Петрова Н. А. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петров Н.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл), в котором просил признать незаконным решение ответчика о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить его с семьей, состоящей из 6 человек, на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований Петров Н.А. указал, что он проходил службу в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл, в настоящее время является пенсионером уголовно-исполнительной системы. Он являлся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы. В "дата" ему был выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи из 5 человек (без учета владельца сертификата). Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" он был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как реализовавший свое право на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты. Считает данное решение незаконным, поскольку ответчиком не было учтено, что, несмотря на приобретение в собственность жилого помещения за счет денежных средств по сертификату, его семья фактически обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, поэтому оснований для снятия его с учета у ответчика не имелось.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобе Петров Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования, указывая на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование доводов жалобы приведены обстоятельства аналогичные обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы, заслушав объяснения Петрова Н.А. и его представителя Загайнова К.В., просивших апелляционную жалобу удовлетворить, представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл Щегловой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены или изменения решения не находит.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Пунктом 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Подпунктом "а" пункта 5 Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (пункт 11 Правил).
В силу пункта 13 Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из:
норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) Правил;
норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 16 Правил установлено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
При этом пунктом 16.2 Правил установлено, что в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 Правил), размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью отчужденного жилого помещения. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Приказом Минстроя России от 08 сентября 2014 года 525/пр был утвержден норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на IV квартал 2014 года - 35915 рублей.
Из дела видно, что Петров Н.А. проходил службу в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл с "дата" по "дата". Приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" "N" Петров Н.А. уволен со службы по достижении предельного возраста. Выслуга лет в календарном исчислении составила " ... ".
В период прохождения службы на основании решения жилищно-бытовой комиссии учреждения ОШ-25/6 от "дата" Петров Н.А. был поставлен на учет по улучшению жилищных условий с "дата". На основании решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" Петров Н.А. был включен в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по УФСИН России по Республике Марий Эл на 2014 года с составом семьи из 4 человек (в том числе супруга Петрова Н.Н., сын Петров Н.Н., сын Петров Е.Н.). Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от "дата" членами семьи Петрова Н.А. как участника вышеуказанной программы были также признаны Петрова М.Ю. и Петров Д.Н.
"дата" Петрову Н.А. выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения "N" на семью из 5 человек (без учета владельца сертификата) на сумму " ... ", при этом указанная сумма была рассчитана исходя из норматива общей площади жилого помещения - " ... " и норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения - 35915 рублей.
Как следует из учетного дела Петрова Н.А. "N", на основании договора дарения земельного участка и жилого дома от "дата", зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл "дата", Петровым Н.А. были подарены " ... " принадлежащие ему на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", а также размещенный на нем жилой дом общей площадью " ... ".
Таким образом, в пределах 5 лет до момента выдачи Петрову Н.А. государственного жилищного сертификата им было отчуждено принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение. Следовательно, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты Петрову Н.А., подлежал определению по пункту 16.2 Правил, то есть посредством вычитания из общей площади жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил (18 кв. м. х 6 = 108 кв. м.), общей площади отчужденного им жилого помещения (32,1 кв. м.).
С учетом указанного социальная выплата Петрову Н.А. была произведена в размере, соответствующем требованиям вышеприведенного законодательства, поскольку последний рассчитан из верно установленного норматива общей площади жилого помещения (108 - " ... " = " ... ") и установленного на момент выдачи сертификата истцу компетентным органом норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения - 35915 рублей.
Как следует из части 2 статьи 6 Федерального закона от "дата" N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и сохраняющие в силу названной нормы право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета, в том числе, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено такое основание для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях как получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 30 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года N 267, ФСИН России на основании информации, ежемесячно предоставляемой государственным заказчиком подпрограммы, до 15-го числа следующего месяца направляет в территориальные органы ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, вручившие сертификаты, выписки из реестра оплаченных сертификатов. Указанные выписки являются основанием для снятия гражданина - участника подпрограммы с учета нуждающихся в жилых помещениях, как реализовавшего свое право на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от "дата" Петров Н.А. с членами своей семьи за счет средств социальной выплаты приобрел в собственность квартиру по адресу: "адрес", общей площадью " ... "., стоимостью " ... ".
"дата" ФСИН России в адрес УФСИН России по Республике Марий Эл была направлена выписка из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов, согласно которой денежные средства в размере " ... " в счет оплаты вышеуказанного договора были перечислены из федерального бюджета "дата".
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" "N" Петров Н.А. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как реализовавший свое право на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
С учетом приведенных положений закона, а также перечисленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемого истцом решения ответчика о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом суд правильно отклонил доводы истца об обеспеченности членов его семьи в результате приобретения жилого помещения на средства социальной выплаты менее учетной нормы на одного человека как не опровергающие правомерность снятия истца с членами его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законодатель, определив механизм определения размера социальный выплаты, учитывающий стоимость жилья на момент ее предоставления, минимальную нуждаемость участника программы в жилье, предоставил участнику подпрограммы право самостоятельно распорядиться средствами социальной выплаты, то есть право приобрести жилье по своему усмотрению относительно его площади и благоустроенности, имея ввиду, что реализовавший такое право участник программы в силу пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит снятию с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В связи с указанным, приобретя на средства социальной выплаты квартиру, не обеспечивающую всех членов семьи жилой площадью не менее учетной нормы, Петров Н.А. реализовал вышеуказанное право и по этому основанию подлежал снятию с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию, положенную истцом в основу заявленных требований, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, поэтому не влекут отмену правильного решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова Н. А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ал.В. Иванов
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.