Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора Йошкар-Олинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 декабря 2015 года, которым постановлено:
административное исковое заявление федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" об установлении административного надзора в отношении Винокурова А.А. удовлетворить;
установить за Винокуровым А.А., " ... ", административный надзор на срок " ... " года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства;
в течение срока административного надзора установить Винокурову А.А. административные ограничения в виде: " ... "
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ ИК-4) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Винокурова А.А. на срок " ... " года и административных ограничений. В обоснование иска было указано, что " ... " года Винокуров А.А. осужден приговором Медведевского районного суда Республики Марий Эл по " ... " Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок " ... ", с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, срок отбывания наказания исчисляется с " ... " года. Винокуров А.А. освобождается из мест лишения свободы " ... ", имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение " ... ". В период отбывания наказания признавался " ... " отбывания наказания. Характеризуется " ... "
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Йошкар-Олинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самохвалов А.И. просит решение суда изменить, исключить из резолютивной части решения фразу "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заслушав объяснения прокурора Бузунова Ю.В., поддержавшего представление, обсудив доводы апелляционного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (подпункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2).
В соответствии с положениями статей 3, 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при рецидиве преступлений на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, если данное лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Как следует из материалов дела, приговором Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 мая 2011 года Винокуров А.А. осужден " ... " Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком на " ... " с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 5 декабря 2014 года Винокуров А.А. осужден по " ... " Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением " ... " Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде " ... " лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Винокурова А.А. установлен " ... " преступлений.
Преступление, предусмотренное " ... " Уголовного кодекса Российской Федерации, относится в силу статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, к категории тяжких преступлений, судимость за совершение которых погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Постановлением начальника ФКУ ИК-4 от " ... " года осужденный Винокуров А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Администрацией исправительного учреждения Винокуров А.А. характеризуется отрицательно.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для установления административного надзора и отдельных административных ограничений в отношении Винокурова А.А., поскольку в его действиях приговором суда установлен рецидив преступлений, он имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется " ... ".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционного представления о том, что неверным является установление административного надзора на указанный судом срок, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, но за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административных ограничений поставлен в зависимость от срока, истекшего после отбытия наказания, только для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 3 статьи 3 вышеуказанного федерального закона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, исключить из его резолютивной части слова: "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания".
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление помощника прокурора Йошкар-Олинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 декабря 2015 года изменить, исключить из абзаца второго резолютивной части решения слова: "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.