Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Загорьян А.Г.,
судей Шептуновой Л.П. и Карпова А.В.,
при секретаре Остапенко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.С. к администрации муниципального образования городской округ "Долинский" и комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" о признании незаконными решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N и постановления администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности поставить на такой учет
по апелляционной жалобе истца С. В.С.на решение Долинского городского суда Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения представителя истца Л. Д.А. и третьего лица С. Е.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ С. В.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ "Долинский" и комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" о признании незаконными решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N и постановления администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N и постановлением администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с тем, что он и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Из решения комиссии следует, что он зарегистрирован по адресу: "адрес" нанимателем данного жилого помещения является его мать С. Н.В. Общая площадь жилого помещения составляет "данные изъяты" кв. м., кроме него в квартире зарегистрированы его мать, четверо братьев, трое племянников. Комиссия посчитала, что братья и племянники не относятся к членам семьи, так как не установлен факт совместного проживания и ведения хозяйства, поэтому при определении площади на одного члена семьи они не учитываются. Не учтен тот факт, что его жена и ребенок зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес", нанимателем которого является Н. Е.Н., площадь жилого помещения составляет "данные изъяты" кв. м., в нем зарегистрированы мать, дочь, дядя и брат. Однако, по мнению ответчика, брат и дядя к членам семьи не относятся к членам семьи, так как не установлен факт совместного проживания и ведения хозяйства.
Полагал выводы комиссии основанными на неверном толковании норм права, просил суд признать незаконными решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N и постановление администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложить на администрацию муниципального образования городской округ "Долинский" обязанность поставить его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ С. B.C. уточнил заявленные требования, указав, что определение площади на одного члена семьи, должно производится следующим образом: "данные изъяты" кв. метров разделить на "данные изъяты" членов семьи = "данные изъяты" кв. м. на 1 члена семьи, что менее учетной нормы, составляющей 10 кв. м.,установленной решением Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" от 27 ноября 2014 годаN 192/16. Площадь жилого помещения, где проживают его жена и ребенок учитываться не должны, так как они являются членами семьи нанимателя другого жилого помещения. Также просил взыскать с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме "данные изъяты" рублей и расходов на оплату государственной пошлины - "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании С. B.C. и его представитель Л. Д.А. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации муниципального образования городской округ "Долинский" А. Ю.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась.
Судом принято приведенное выше решение, которое обжалует истец С. В.С.
В апелляционной жалобе, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и удовлетворить заявленные исковые требования. Приводя доводы, аналогичные доводам искового заявления, отмечает, что представленными доказательствами подтвержден факт его совместного проживания, ведения общего хозяйства с указанными в заявлении лицами, и факт их совместного проживания должен учитываться при определении уровня обеспеченности жилой площадью. Обращает внимание на то, что суд не проверял оспариваемые решения на соответствие правовым нормам. Кроме того, полагает, что к участию в деле необходимо было привлечь его жену и ребенка, поскольку оспариваемым решением, в том числе и им отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец С. В.С. и представитель ответчика, которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ихотсутствии.
Определением судебной коллегии от ДД.ММ.ГГГГ произведен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с тем, что судом первой инстанции принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно: членов семьи истца - С. Е.С. и несовершеннолетнего ребенка С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Принимая во внимание, что в силу пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, - является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
При рассмотрении настоящего дела по правилам суда первой инстанции, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
Так, право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 указанного Кодекса нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Статьей 52 Кодекса установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (часть 3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).
Перечень документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен частью 2 статьи 2 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года N 87-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В силу части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно части 2 этой же статьи решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В силу частей 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 этого же Закона, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
Решением Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" от 27 ноября 2014 N 192/16 "Об установлении нормы предоставления жилой площади и учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 квадратных метров на одного члена семьи.
Как следует из материалов дела, истец зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, нанимателем которого является его мать С. Н.В. Кроме указанных лиц, согласно справке управляющей компании и сведений миграционной службы, в жилом помещении зарегистрированы: братья истца - С. Д.С., С.С.С., С.А.С. со своей женой М.А.А., а также племянники истца - С.Д.А., М.А.В., Ч.Р.И. (л.д. 113, 157-162, 164).
Право пользования истца жилым помещением по улице "адрес", подтверждено договором социального найма, заключенного с С.Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, где истец и его три брата вселены в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя (л.д. 27-28).
Постановлением администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N истец, с учетом членов своей семьи (жена С. Е.С. и дочь С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения), признан малоимущим в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 37-39).
ДД.ММ.ГГГГ С. В.С. обратился в администрацию муниципального образования городской округ "Долинский" с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи "данные изъяты" человека, в связи с отсутствием своего жилья (л.д. 79).
Согласно протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, членами жилищной комиссии рассмотрен вопрос о принятии С. B.C. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и установлено, что С. B.C. зарегистрирован по адресу: "адрес", нанимателем которого является его мать С. Н.В..В данной квартире также имеют регистрацию мать, четверо братьев, трое племянников заявителя. Братья и племянники в соответствии со статьёй 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи заявителя не относятся, в связи с чем при определении площади жилого помещения на одного члена семьи не учитываются, так как не установлен факт совместного проживания и ведения хозяйства. Общая площадь "данные изъяты" кв. метров разделена на заявителя и его мать, каждый член семьи обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Жена и ребенок заявителя имеют регистрацию по адресу: "адрес", нанимателем которого является Н. Е.Н. - мать жены заявителя. В квартире также имеют регистрацию мать, дочь, дядя, брат жены заявителя. Брат и дядя к членам семьи не относятся, в связи с чем при определении площади жилого помещения на одного члена семьи не учитываются, так как не установлен факт совместного проживания и ведения хозяйства. Общая площадь "данные изъяты" кв. метров разделена на заявителя, дочь и мать, каждый член семьи обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Комиссия приняла решение об отказе С. B.C. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 59-64).
Постановлением мэра муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N С. B.C. отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 58).
Разрешая спор по существу в пределах заявленных исковых требований, с учетом представленных по делу доказательств, в том числе: справки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения " "данные изъяты"" города "данные изъяты" Сахалинской области судебная о том, что согласно данным личного дела местом фактического проживания и регистрации С.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, указан "адрес" (л.д. 174, 183); согласия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N на вселение в жилое помещение по указанному выше адресу невестке нанимателя М.А.А. (л.д. 181); справки медицинского учреждения о том, что несовершеннолетние С.Д. и Ч.Р. проживают и обслуживаются врачом по адресу: "адрес" (л.д. 187); справки органа полиции от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по указанному адресу проживают, в том числе С. Е.С. (жена истца) и малолетний ребенок (л.д. 188), судебная коллегия полагает, что оспариваемые истцом решение комиссии по жилищным вопросам и постановление администрации муниципального образования, которыми отказано в постановке на учет, приняты без учета фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что в жилом помещении по месту жительства и регистрации истца фактически проживают и другие зарегистрированные лица, вселение которых произведено в установленном законом порядке, которые подлежат учету при решении вопроса об обеспеченности каждого члена семьи общей жилой площадью.
Кроме этого, судебная коллегия принимает во внимание, что отказ в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не мотивирован, указания на конкретное основание для отказа в постановке на такой учет, предусмотренное статьёй 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, не приведены, что противоречит требованиям части 2 этой же статьи, в силу которой решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
При таком положении дела, когда указание комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" на необходимость учета, при определении обеспеченности жилой площадью, только нанимателя и истца ( "данные изъяты" кв.м.) не основано на фактических обстоятельствах и требованиях жилищного законодательства, судебная коллегия полагает исковые требования Сердюкова В.С. подлежащими удовлетворению в части признания незаконными (недействительными) решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N и постановление администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N которыми истцу отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Принимая во внимание, что в рамках заявленных истцом требований не разрешается вопрос о признании права С. В.С. на поставку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, судебная коллегия не находит правовых оснований для возложения обязанности поставить истца на такой учет с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в удовлетворении исковых требований в этой части полагает необходимым отказать.
Поскольку исковые требований удовлетворены частично, руководствуясь положениями статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, понесенные последним в связи с оплатой услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей и государственной пошлины - "данные изъяты" рублей (л.д. 23).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Долинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Исковые требования С.В.С. к администрации муниципального образования городской округ "Долинский", комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" о признании незаконными решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N и постановления администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N N в части отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности поставить на такой учет, удовлетворить частично.
Признать незаконными (недействительными) решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N и постановление администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа С.В.С. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В удовлетворении требований С.В.С. о возложении обязанности поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования городской округ "Долинский" в пользу С.В.С. судебные расходы по оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей, по оплате государственной пошлины - "данные изъяты" рублей.
Председательствующий А.Г. Загорьян
Судьи: Л.П. Шептунова
А.В. Карпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.