Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Неволиной Е.В.,
судей Качура И.О. и Лихачевой С.А.,
при секретаре Капруновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению "адрес" городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" о возложении обязанности привести помещения маневренного жилого фонда в надлежащее санитарное состояние
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" на решение Холмского городского суда от 21 октября 2015 года, которым заявленные прокурором требования удовлетворены.
На администрацию муниципального образования " "адрес" городской округ" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещения маневренного жилого фонда по адресу: "адрес"; "адрес", комнаты N и N, в надлежащее санитарное состояние:
в комнате N по "адрес"-б "адрес" произвести замену входной двери, оконного блока, оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ "адрес" городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" с заявлением о возложении обязанности привести помещения маневренного жилого фонда в надлежащее санитарное состояние.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки Холмской городской прокуратурой соблюдения администрацией муниципального образования " "адрес" городской округ" жилищного законодательства при распоряжении муниципальным имуществом установлено, что комнаты N, N по адресу: "адрес"; комнаты N и N по адресу: "адрес"; комната N по "адрес", отнесенные к помещениям маневренного жилого фонда, находятся в ненадлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, что создает препятствия для вселения в них граждан в случаях, установленных статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом заявления об изменении требований, прокурор просил возложить на администрацию муниципального образования " "адрес" городской округ" обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещения маневренного жилого фонда по адресу: "адрес", комнаты N; "адрес", комнаты N; "адрес" в надлежащее санитарное состояние, а именно:
в комнате N по "адрес" произвести замену входной двери, замену оконного блока, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести замену входной двери, замену оконного блока, оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести замену входной двери, замену оконного блока, оштукатуривание, восстановление встроенного вещевого шкафа, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести замену входной двери, замену оконного блока, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести замену входной двери, замену оконного блока, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес" произвести оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка;
в комнате N по "адрес"-б "адрес" произвести замену входной двери, оконного блока, оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка.
Определением Холмского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части возложения на администрацию муниципального образования " "адрес" городской округ" обязанности привести помещения маневренного жилого фонда по адресу: "адрес", комнаты N, N в надлежащее санитарное состояние прекращено, в связи с отказом прокурора от этой части заявленных требований.
В остальной части участвующий в деле прокурор Г.Г.А. поддержала исковые требования.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился административный ответчик.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" К.А.А. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение и неправильное применение норм материального права. Отмечает, что "адрес" городской прокурор в своем заявлении не привел ссылок на нормы СанПиН, ГОСТ, иные технические нормы и правила, положения которых нарушены органом местного самоуправления, а суд не указал в решении нормы материального права, применимые к данным правоотношениям. Кроме этого, считает, что суд необоснованно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих непригодность жилых помещений для проживания. Просит учесть приведенные доводы и принять новое решение.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор С.К.А. полагала решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" в суд апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства администрация извещена надлежащим образом посредством факсимильной связи.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Проверив материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.
В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Частью 3 названной статьи также предусмотрено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержден Типовой договор найма жилого помещения маневренного фонда, согласно пункту 13 которого наймодатель обязан:
1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям;
2) принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение;
3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Вопросы по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, регулируются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1.8 названных Правил техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (пункт 1.9 Правил).
Названными Правилами утвержден Перечень работ, относящихся к текущему ремонту (Приложение N 7) и Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение N 8).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 8 ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий относятся к капитальному ремонту, а внутренняя отделка, в том числе восстановление отделки стен, потолков, полов в квартирах относится к текущему ремонту (пункт 10 Приложения N 7).
Из анализа приведенных выше норм, следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать сохранность и содержать в надлежащем состоянии жилые помещения маневренного фонда, находящиеся в собственности муниципального образования, и передавать их нанимателям в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, в том числе, в надлежащем техническом состоянии.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Положения об администрации муниципального образования " "адрес" городской округ", администрация осуществляет управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные по адресам: "адрес" внесены в Реестр муниципального имущества ( "данные изъяты"), им присвоен статус специализированного (маневренного) жилищного фонда ( "данные изъяты").
Из информации администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что указанные жилые помещения маневренного жилищного фонда никому не предоставлены, являются свободными ( "данные изъяты").
При осмотре ДД.ММ.ГГГГ этих жилых помещений комиссией в составе специалиста и начальника жилищного отдела Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" установлено, что в комнате N по "адрес" необходимо провести ремонтные работы по замене входной двери, замене оконного блока, оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка ( "данные изъяты"); в комнате N по "адрес" необходимо произвести оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка ( "данные изъяты"); в комнате N по "адрес" необходимо произвести оштукатуривание, побелку и оклейку обоями стен, побелку потолка ( "данные изъяты").
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что имеющимися в деле доказательствами подтверждена необходимость проведения текущего ремонта жилых помещений маневренного фонда, и указав, что до передачи таких жилых помещений нанимателю по договору найма ответственность за их надлежащее состояние несет администрация муниципального образования " "адрес" городской округ", обоснованно возложил на ответчика обязанность провести ремонт названных в иске жилых помещений.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не привел в обжалуемом решении нормы и правила, определяющие требования к санитарному состоянию жилых помещений, которые нарушены органом местного самоуправления, не может являться основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Обязанность по надлежащему содержанию муниципального жилищного фонда возникает у органа местного самоуправления на основании вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Довод жалобы о том, что указанные в иске помещения не признавались непригодными для проживания, не имеет правового значения, так как прокурор не ставил, а соответственно, суд не рассматривал вопрос о необходимости принятия мер, предусмотренных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмского городского суда от 21 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Неволина
Судьи И.О. Качура
С.А. Лихачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.