Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Макаровой С.А.,
Судей Бабаняна С.С., Мананниковой В.Н.,
при секретаре Жуковой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Бастеева Б.А. на решение Каменского городского суда Пензенской области от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
Бастееву Б.А. отказать в удовлетворении иска к ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району об установлении факта постоянного проживания, о возложении обязанности назначить и выплатить пенсию,
У с т а н о в и л а:
Бастеев Б.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району об установлении факта постоянного проживания, о возложении обязанности назначить и выплатить пенсию, указав в обоснование заявленного требования, что 22 июля 2014 года прибыл на территорию Российской Федерации из государства Кыргызстан. Выплата пенсии в Кыргызстане ему была прекращена с 01 августа 2014 года. По прибытию в РФ он получил разрешение на временное проживание на территории РФ на срок до 19 октября 2014 года, по адресу: "данные изъяты" затем на срок до 28 ноября 2014 года по этому же адресу. 15 ноября 2014 года Бастеев Б.А. временно (до 27 октября 2017 года) зарегистрирован по адресу: "данные изъяты". 05 мая 2015 года он принял гражданство России, в связи с чем 20 мая 2015 года обратился в ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району с заявлением о назначении трудовой пенсии, которая ему назначена с 01 ноября 2014 года. Не согласившись с решением ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району о назначении и выплате пенсии с 01 ноября 2014 года, просил суд установить факт его постоянного проживания на территории РФ с 24 июля 2014 года, и возложить на ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району обязанность произвести выплату пенсии с 01 августа 2014 года.
В судебном заседании Бастеев Б.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району - Царапкина М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что Бастееву Б.А. пенсия по прежнему месту жительства в Кыргызстане выплачена по 31 июля 2014 года; паспорт гражданина РФ он получил в мае 2015 года; зарегистрировался по месту жительства, как гражданин РФ, также в мае 2015. Заявление об установлении трудовой пеней старости подано в клиентскую службу Управления 06 мая 2015 года, в связи с чем пенсия ему установлена за шесть месяцев назад не считая месяца обращения, т. е с 1 ноября 2014 года.
Каменский городской суд Пензенской области постановилуказанное решение, об отмене которого просит Бастеев Б.А., указав в апелляционной жалобе на несогласие с выводом суда о том, что моментом постоянного проживания на территории РФ, а, следовательно, периодом, за который может быть выплачена пенсия, является получение вида на жительство, поскольку указанный вывод противоречит положениям Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и нормам Гражданского процессуального кодекса, позволяющим устанавливать факт постоянного проживания на территории РФ в судебном порядке. Его действия по регистрации на территории РФ, по приобретению недвижимости в РФ, произведены в установленном законом порядке, свидетельствуют о намерении приобрести гражданство РФ, выплата пенсии в другом государстве прекращена, а потому он имеет право на её получение в РФ с момента прекращения выплаты на территории другого государства, в чём ему незаконно было отказано. Просит решение Каменского городского суда Пензенской области от 19 ноября 2015 года отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу Бастеева Б.А. - без удовлетворения, по доводам, изложенным при рассмотрении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Бастеев Б.А. и его представитель Вобликов Ю.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили её удовлетворить, пояснив, что заявление о получении вида на жительство Бастеев Б.А. не подавал, в связи с получением гражданства РФ в упрощённом порядке, а потому требование ответчика представить в качестве подтверждения постоянного проживания вид на жительство является необоснованным. Кроме того, полагали, что закон не исключает возможность установления факта постоянного проживания, который, в данном случае, подтверждается совокупностью действий истца. Просили решение Каменского городского суда Пензенской области отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ УПФ РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области Царапкина М.В. полагала решение суда законным и обоснованным, жалобу Бастеева Б.А. - не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что Бастеев Б.А. родился ДД.ММ.ГГГГ года в Каменском районе Пензенской области.
С 1992 года он имел гражданство Киргизии (Кыргызстан), где постоянно проживал.
ДД.ММ.ГГГГ Бастеев Б.А., после принятия решения сменить постоянное место жительства и переехать в РФ, пересёк границу РФ, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учёт в ОУФМС РФ по "адрес", и в последующем зарегистрировался по месту жительства на территории РФ по адресу "адрес", временно до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли - продажи ФИО1 приобрёл в собственность квартиру по адресу "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 сентября 2014 года.
Согласно ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст.40 указанного Федерального закона, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст.1).
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Из дополнительного аттестата от "данные изъяты" года, выданного Бастееву Б.А. по прежнему месту жительства в Кыргызстане, следует, что он являлся получателем пенсии в Кыргызской Республике и ему выплачена пенсия по 31 июля 2014 года.
Абзацем 6 п. 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N1-369-18, припереселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
В силу статьи 2 Федерального Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" от 25 июля 2002 года N115 - ФЗ постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство. Данный Федеральный закон определяет вид на жительство, как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 года N30к, постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N16/19па, в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина, обратившегося с заявлением о назначении пенсии, являющегося иностранцем или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Таким образом, по смыслу положений приведенных нормативных правовых актов, иностранный гражданин, переселившийся на постоянное жительство в РФ из государства - участника Соглашения, имеет право обратиться в территориальный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в РФ, только после получения вида на жительство.
Согласно п.2 ст.8 Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. В этой связи гражданин заведомо лишается права на получение пенсии по новому месту жительства на территории РФ до разрешения вопроса о получении вида на жительство, что не соответствует нормам международного и национального законодательства в области пенсионного обеспечения, а также принципам самого Соглашения, признающего необходимость защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также ответственности государств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Между тем, действующее законодательство, в соответствии с которым осуществляется пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения в случае их переезда в пределах территорий указанных государств, не содержит запретов на подтверждение юридически значимого факта постоянного проживания на территории РФ.
Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 04 марта 2004 года N146-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Ж.С. на нарушение ее конституционных прав положениями Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Оспариваемые в жалобе Ж.С. Адамян положения Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства, а значит не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права. Что касается факта постоянного проживания заявительницы в Российской Федерации как основания назначения ей пенсии, то, как вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, он может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности ее пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела.
В соответствии со ст.ст.264, 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан при невозможности у заявителя подтвердить необходимое обстоятельство в ином внесудебном порядке.
В этой связи факт постоянного проживания в РФ в целях пенсионного обеспечения может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания гражданина на территории РФ и других обстоятельств дела.
Из материалов дела также следует, Бастеев Б.А. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а потому в соответствии с ч.7 ст.14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" был принят в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных "а", "в" и "д" ч.1 ст.13 настоящего Федерального закона (без получения вида на жительство).
Из возражений на апелляционную жалобу истца ГУ УПФ РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области следует, что Бастеев Б.А. впервые обратился за консультацией по вопросу о назначении пенсии 24 ноября 2014 года, предъявив паспорт гражданина РФ и сведения о регистрации по месту жительства на территории РФ.
Учитывая, что Бастеев Б.А. пересёк границу РФ 22 июля 2014 года; 18 сентября 2014 года подал заявление о выдаче разрешения на временное проживание; впервые по месту жительства в РФ был зарегистрирован 15 ноября 2014 года, т.е. в течение шести месяцев со дня прибытия в РФ; приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу "адрес", в которой он проживает с момента приобретения, то есть совершил действия, направленные на получение гражданства РФ, свидетельствующие о намерениях проживать в РФ и подтверждающие постоянное и непрерывное проживание на территории РФ, решение суда об отсутствии у истца права на пенсию с 01 августа 2014 года является необоснованным, в связи с чем суд незаконно отказал в удовлетворении требования о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению и выплате пенсии истцу за период с 01 августа 2014 года по 31 октября 2014 года.
В соответствии с п.п.1, 4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неверно истолкован закон, имеются основания для отмены решения суда и принятия по делу нового решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Каменского городского суда Пензенской области от 19 ноября 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым требования Бастеева Б.А. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания по месту жительства на территории РФ с 24 июля 2014 года.
Возложить на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области обязанность произвести выплату пенсии Бастееву Б.А. за период с 01 августа по 31 октября 2014 года.
Апелляционную жалобу Бастеева Б.А. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.