Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Войтенковой Е.А.
при участии истца Чепетовой Т.В., представителя истца Воробьевой Т.С., представителя ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению Павленко Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по здравоохранению на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 21 сентября 2015 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Чепетовой Т.В., представителя истца Воробьевой Т.С., представителя ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению Павленко Ю.В.,
установила:
Чепетова Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению о признании права на выплату единовременной денежной компенсации, как медицинскому работнику не достигшему возраста 35 лет, переехавшему в 2013 году в сельский населенный пункт на работу в ОГБУЗ "Монастырщинская центральная районная больница", ссылаясь на необоснованный отказ ответчика в выплате ей указанной денежной компенсации по причине выявления недостоверных и неполных данных в представленных ею документах.
В последующем Чепетова Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику, не достигшему возраста 45 лет, переехавшему в 2014 году на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. В обоснование заявленных требований указала, что сменила место работы, трудоустроившись в 2014 году в ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая психиатрическая больница", которое также расположено в сельской местности. Повторно ответчиком необоснованно было отказано ей в выплате указанной денежной компенсации по основанию обращения с заявлением о предоставлении компенсационной выплаты в 2015 году.
В суде Чепетова Т.В, уточнив требования, просила обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению произвести ей выплату единовременной денежной компенсации в сумме "данные изъяты" руб.
Определением суда от 21 июля 2015г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Департамент бюджета и финансов Смоленской области.
Представитель Департамента Смоленской области по здравоохранению исковые требования не признала, указав на отсутствие оснований для предоставления истцу единовременной компенсационной выплаты.
Дело рассмотрено в отсутствие извещенных о времени и месте слушания дела представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Департамента бюджета и финансов Смоленской области.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 21 сентября 2015 года иск Чепетовой Т.В. удовлетворен частично. Суд постановил:
Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению произвести Чепетовой Т.В. единовременную компенсационную выплату в размере "данные изъяты" руб. (на основании заявления от 8 сентября 2013 года).
В остальной части иска Чепетовой Т.В. отказать.
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по здравоохранению просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.12.1 ст.51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
В силу п.3 ч.12.2 ст.51 этого же Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1,2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
В соответствии с п.1 Порядка заключения медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Смоленской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Смоленской области из другого населенного пункта, после заключения им трудового договора с областным государственным учреждением здравоохранения договора о предоставлении в 2014 году единовременной компенсационной выплаты, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 28 февраля 2014 года N 142, а также п. 1 Порядка заключения медицинским работником в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Смоленской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Смоленской области из другого населенного пункта, после заключения им трудового договора с областным государственным учреждением здравоохранения договора о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 10 марта 2015 года N 95, органом, уполномоченным на заключение договоров с медицинскими работниками о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, является Департамент Смоленской области по здравоохранению.
Таким образом, право на предоставление единовременных компенсационных выплат предоставляется перечисленным в данных правовых нормах лицам, прибывшим после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта в 2013 - 2015 годах.
Из материалов дела видно, что Чепетова Т.В., 10.02.1980 года рождения, имеет высшее медицинское образование, в период с 07.10.2010г. по 29.10.2012г. работала в должности "данные изъяты" в ГБУЗ г.Москвы "Городская поликлиника N7 Департамента здравоохранения города Москвы" (ГБУЗ г.Москвы "Городская поликлиника N 5 Департамента здравоохранения города Москвы").
С 09.01.2013г. истец принята в ОГБУЗ "Монастырщинская центральная районная больница" на должность "данные изъяты" Соболевской врачебной амбулаторией - "данные изъяты". После получения сертификата по специальности "врач общей практики", с 19.04.2013г. была переведена на должность "данные изъяты" Соболевской врачебной амбулаторией - "данные изъяты" откуда 10.09.2014г. была уволена по собственному желанию.
15.09.2014г. истец принята на должность "данные изъяты" в отделение N 17 в ОГКУЗ "Смоленская областная клиническая психиатрическая больница", с 29.12.2014г., после получения сертификата специалиста, переведена на должность "данные изъяты" в кабинет функциональной диагностики лечебно - диагностического отделения N 17.
Указанное учреждение здравоохранения расположено в сельской местности в п.Гедеоновка Смоленского района Смоленской области, с 03.02.2015г. переименованное в ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая психиатрическая больница".
08.09.2013г. Чепетова Т.В. обратилась в Департамент Смоленской области по здравоохранению с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере "данные изъяты" руб.
Решением комиссии по рассмотрению заявления и документов на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", 16.10.2013г. ей отказано в заключении договора на предоставление в 2013 году единовременной компенсационной выплаты со ссылкой на выявление в заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений по результатам проведенной проверки.
12.12.2013г. по факту представления Чепетовой Т.В. недостоверных документов было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 - ч.3 ст.159.2 УК РФ, которое 01.12.2014г. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
В 2015 году Чепетова Т.В. обратилась в Департамент Смоленской области по здравоохранению с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты.
Решением комиссии по рассмотрению заявления и документов на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", 29.04.2015г. ей было отказано в заключении договора на предоставление в 2015 году единовременной компенсационной выплаты в связи с несоответствием истца требованиям, установленным п.1 Порядка заключения медицинским работником в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Смоленской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Смоленской области из другого населенного пункта, после заключения им трудового договора с областным государственным учреждением здравоохранения договора о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 10 марта 2015г. N 95.
Согласно п.1 указанного Порядка договор о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты заключается между медицинским работником в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Смоленской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Смоленской области из другого населенного пункта, и Департаментом Смоленской области по здравоохранению после заключения медицинским работником с областным государственным учреждением здравоохранения трудового договора.
Чепетова Т.В. имеет высшее медицинское образование, переехала на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, работала в ОГБУЗ "Монастырщинская центральная районная больница" на момент обращения с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (заявление) от 08.09.2013г., в последующем трудоустроилась в ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая психиатрическая больница", в настоящее время также является медицинским работником учреждения здравоохранения в сельском населенном пункте.
Проанализировав нормы действующего законодательства, оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что Чепетова Т.В., являясь медицинским работником с высшим медицинским образованием, прибыла на работу в сельский населенный пункт в 2013г., а также принимая во внимание, что единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты, суд первой инстанции, верно посчитав, что Чепетова Т.В. соответствует установленным законом критериям, пришел к правильному выводу о том, что обязанность произвести истцу единовременную компенсационную выплату наступила на основании её заявления от 08.09.2013г., и с целью восстановления прав истца на указанную выплату обоснованно признал за ней право на единовременную компенсационную выплату в размере "данные изъяты" руб. на основании заявления от 08.09.2013г., отказав в удовлетворении иска о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по последующему обращению в 2015 году в связи с повторностью обращения, обязал Департамент Смоленской области по здравоохранению произвести Чепетовой Т.В. данную выплату.
Суд правильно установил, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департамент Смоленской области по здравоохранению сделал ошибочный вывод о наличии в заявлении (прилагаемых к нему документах) истца недостоверных сведений, что привело к необоснованному отказу Чепетовой Т.В. в удовлетворении ее заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Доводы жалобы о том, что Федеральным законом от 01.12.2014 N 418-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.11.2010г. N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", предусматривающие в 2015г. осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим в 2015г. на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, несостоятельны, поскольку обязанность произвести истцу единовременную компенсационную выплату наступила на основании заявления истца от 08.09.2013г., в чем ей было необоснованно отказано.
Ссылка в жалобе на то, что исходя из буквального толкования закона, истец не подпадает под критерий, который определяет момент прибытия на работу медицинского работника, она не является медицинским работником, прибывшим на работу непосредственно после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования, основана на неправильном толковании закона.
Указание в жалобе на механизм финансового обеспечения компенсационных выплат не означает ошибочности решения суда, так как договор о предоставлении компенсационной выплаты заключается с Департаментом Смоленской области по здравоохранению, который необоснованно отказал заявителю.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение решение суда, основанное на правильной оценке доказательств, правильном толковании и применении норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по здравоохранению - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.