Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Игнатовой Г.А.
при участии представителя истца Карповой Н.В. Азарова Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Смоленской области на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 18 сентября 2015 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя истца Карповой Н.В. Азарова Д.А.,
установила:
Карпова Н.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области (далее - ВКСО) о взыскании пособия на погребение, указав, что 28.03.2015г., находясь на территории Украины, умер ее отец Карпов В.П., который являлся пенсионером по линии Министерства обороны, получателем пенсии по выслуге лет в ВКСО. Справка о смерти отца и свидетельство о смерти были ей выданы уполномоченными органами Украины. Поскольку ей было необоснованно отказано в выплате пособия на погребение со ссылкой на то, что справка и свидетельство о смерти выданы не уполномоченными органами, не представлен документ, подтверждающий временный выезд на территорию Украины, просила суд удовлетворить заявленные требования и взыскать с ответчика в ее пользу пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой им ко дню смерти.
В суде представитель Карповой Н.В. - Азаров Д.А., уточнив требования, просил суд взыскать с ответчика в пользу истца пособие на погребение в размере "данные изъяты" указав, что иных документов о смерти Карпова В.П. истец получить не может, представленные документы соответствуют международному законодательству, поскольку её отец являлся гражданином РФ и по день смерти - получателем военной пенсии в Военном комиссариате Смоленской области. Считает, что наличие либо отсутствие у умершего вида на жительство на территории Украины в данном случае правового значения не имеет.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, указав, что пособие на погребение выплачивается на основании выданных уполномоченными органами справки и свидетельства о смерти. Поскольку Карпов В.П. умер на территории Украины, государственная регистрация смерти должна производиться консульскими учреждениями Российской Федерации. Учитывая, что со слов представителя истца Карпов В.П., возможно, имел разрешение на постоянное проживание в Украине и имел право и на пенсионное обеспечение в этом государстве, то оснований для выплаты в Российской Федерации пособия на его погребение не имеется. Не оспаривал, что Карпов В.П. до дня смерти состоял на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Смоленской области, как военный пенсионер, представил справку ВКСО о денежном довольствии Карпова В.П. и исчисленном из него размере его пенсии. Просил в иске отказать.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 18 сентября 2015 года исковые требования Карповой Н.В. удовлетворены. Суд постановил:
Взыскать с военного комиссариата Смоленской области в пользу Карповой Н.В. пособие на погребение в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Смоленской области просит отменить решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что военкомат не отказывал истцу в выплате пособий, а предложил исполнить требования законодательства РФ, представить документы, установленные законодательство РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Российская Федерация с 31.03.1992 присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 05.10.1961.
В соответствии с положениями указанной Конвенции не требуют легализации официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. В качестве официальных документов рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, к которым относятся и документы об удостоверении акта гражданского состояния.
Гаагская конвенция 1961 г. не препятствует применению других международных соглашений, которые устанавливают еще более либеральный режим признания иностранных документов. Проставление апостиля не требуется, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации (ч. 2 ст. 3 Конвенции).
Статья 13 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), к которой присоединились Россия и Украина, предусматривает, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. Это касается и свидетельств об актах гражданского состояния.
Из материалов дела следует, что Карпов В.П. с 23.06.1972 являлся получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ, пенсию с 1972 года получал в военном комиссариате Смоленской области.
28.03.2015 Карпов В.П. умер на территории Украины в г.Одесса. В связи со смертью с 01.04.2015 выплата пенсии была прекращена.
Карпова Н.В., как дочь умершего пенсионера Карпова В.Н., которой произведено захоронение отца, дважды (второе заявление от 27.05.2015) обратилась в Военный комиссариат с заявлением о выплате пособия на погребение. Выплата не произведена, при этом ответчик предложил истцу представить справку о смерти формы N33, свидетельство о смерти, выданные уполномоченным органом, а также подтвердить факт временного выезда до дня смерти на территорию иностранного государства, поскольку представленные истцом документы не соответствуют установленным законом требованиям.
Карпова Н.В., как дочь умершего военного пенсионера Карпова В.П., имеет право на получение пособия на погребение, что стороны не оспаривают.
Судом установлено, что представленные истцом в Военкомат справка о смерти Карпова В.П., выданная 28.03.2015 Департаментом здравоохранения Одесского городского совета Коммунальное учреждение "Центр первичной медико-санитарной помощи N 2" N02063341, и свидетельство о смерти Карпова В.П., выданное 29.03.2015 Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния в городе Одессе регистрационной службы Одесского городского управления юстиции Министерства юстиции Украины, содержат сведения об умершем, имеют дату выдачи, необходимые номера и серию, подписаны уполномоченными должностными лицами, удостоверены соответствующими печатями, имеется удостоверенный нотариально перевод текста документов на русском языке.
Сведений о выплате ранее пособия на погребение, в связи со смертью Карпова В.П., а также похоронах за счет государства, суду не представлено. Отсутствуют такие сведения и у ответчика.
Согласно представленной справке, Карпов В.П. получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, которая в марте 2015 составляла "данные изъяты"
Проанализировав нормы действующего законодательства, дав оценку представленным доказательствам и учитывая, что до настоящего времени выплаты не произведены, а указанные в ответе Военкомата документы истец получить не может, что фактически лишает ее возможности получить полагающиеся ей выплаты непосредственно через Военкомат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Карповой Н.В. пособия на погребение, посчитав возможным принять в качестве надлежащих документов для выплаты пособия на погребение, представленные истцом справку и свидетельство о смерти Карпова В.П., и обоснованно взыскал в пользу Карповой Н.В. расходы на погребение в сумме "данные изъяты"
При этом ссылка представителя ответчика на необходимость представления документального подтверждения об отсутствии разрешения на постоянное проживание на территории Украины, как правильно посчитал суд, не влияет на принятие решения по данному делу, чему привел соответствующие мотивы в решении. Ввиду установления законом закрытого перечня документов, подлежащих представлению для выплаты пособия на погребение (справки о смерти и свидетельства о смерти), истребование дополнительных документов не допускается. Кроме того, как правильно указал суд, даже при наличии у умершего разрешения на постоянное проживание в Украине это обстоятельство не являются основанием для отказа в выплате требуемого пособия, поскольку Карпов В.П. являлся гражданином РФ, имел постоянную регистрацию в г.Смоленске, с 1972г. получал пенсию по линии Министерства обороны РФ в г.Смоленске, и его право на получение пенсии никто не оспаривал. При этом ВКСО выплата пенсии была прекращена на основании представленных документов.
Доводы жалобы о том, что ответчик не отказывал истцу в выплате пособия, несостоятельны, не соответствуют материалам дела, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Указание на Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в Ташкенте 15.05.1992г.) и его толкование не является основанием для отмены решения.
Действительно, специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 (далее Соглашение от 15.05.1992)
Статьей 1 Соглашения от 15.05.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
Карпов В.П. на момент смерти являлся гражданином Российской Федерации, получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ, выплата пенсии до смерти ему не прекращалась, поэтому факт временного проживания на территории Украины в данном случае не имеет правового значения.
Ссылка на Консультативное заключение N 01-1/3-08 Экономического Суда СНГ
"О толковании части первой статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года" (Принято 20.04.2009) не имеет отношения к спору.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не соответствуют установленным судом обстоятельствам, поэтому не являются основанием для отмены решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.