Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Т.А.Разуваевой,
членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, Н.В.Пестовой,
при секретаре Ю.Л.Гладких,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смекалина В. А. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 23 сентября 2015 года, принятого по гражданскому делу по иску Смекалина В. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Гордолионовой Е.В., судебная коллегия
установила:
Смекалин В.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны России о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование своих требований сослался на то, что проходил военную службу в Вооруженных силах с 1979 года по 1998 год, уволен с военной службы в связи с истечением срока военной службы. В 1997 году решением жилищной комиссии войсковой части N он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Ни он, ни члены его семьи не являются собственниками или нанимателями жилого помещения, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. В целях реализации права на жилье 26.02.2015 года он направил в адрес ответчика заявление о восстановлении его в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставив необходимые для этого документы. Сообщением N от 13.04.2015 года он уведомлен об отказе в постановке на учет, со ссылкой на отсутствие у него права на бесплатное получение жилья за счет государства от Министерства обороны России. Считает отказ незаконным, нарушающим его право на жилище, предусмотренное Конституцией РФ, Федеральным законом от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ибо он, как военнослужащий, имеет право на бесплатное обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. Истец просил: признать за ним право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства; обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с 24.09.1997 года, на состав семьи 4 человека, по избранному месту жительства "данные изъяты".
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 23.09.2015 года Смекалину В.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на неверное толкование норм материального права, и на неприменение судом закона, подлежащего применению. Проходя военную службу он, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в 1997-1998 года) имел право на бесплатное получение жилого помещения по договору социального найма, так как не имел жилья и был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. До увольнения жилым помещением в соответствии с законом он не был обеспечен, поэтому сохраняет право на его получение до настоящего времени, так как контракт о прохождении военной службы был им заключен до 01.01.1998 года. Обязанность по обеспечению его жилым помещением по избранному месту жительства сохраняется у Министерства обороны России в соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 года N 900 и Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года N 512, которые не были применены судом при разрешении спора или этим правовым нормам было дано неверное толкование. Также суд не дал надлежащей оценке доказательствам, представленным им и подтверждающим факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Гордолионова Е.В. (доверенность от 03.09.2015 года сроком действия один год) не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Смекалин В.А. и его представитель Гаева А.А., извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, не явились, о причине неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили. Признав причину неявки неуважительной, судебная коллегия провела судебное заседание в их отсутствие.
Заслушав объяснение лиц, принимавших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного решения, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями статьи 40 Конституции РФ, статей 15, 23 Закона РФ от 22.01.1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и пришел к выводу, что Смекалин В.А. не имеет право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета после увольнения с военной службы. Таким правом наделены уволенные с военной службы военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более (независимо от основания увольнения) или 10 лет и более (уволенные по состоянию здоровья, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, по достижению предельного возраста), а истец имеет общую продолжительность военной службы 18 лет 08 месяцев 25 дней и уволен со службы по истечение срока действия контракта.
Данный вывод соответствует содержанию подлежащих применению при разрешении данного спора правовых норм и установленным по делу обстоятельствам.
Жилищные правоотношения с участием военнослужащих и членов их семьи регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ним указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 5 Жилищного кодекса РФ).
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на 26.02.2015 года - день обращения истца к ответчику с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилья) установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержались в статье 15 Закона РФ от 22.01.1993 года N4338-1 "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей на день увольнения истца с военной службы.
Таким образом, обязательными условиями получения военнослужащим, увольняющимся или уволенного с военной службы, жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность или по договору социального найма, являются: признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; увольнение по любому основанию при общей продолжительности военной службы 20 и более лет, либо при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, если увольнение с военной службы произведено по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Отсутствие одного из этих условий лишает уволенного военнослужащего права на получение жилого помещения бесплатно из федерального жилищного фонда или за счет федерального бюджета.
Как указано в пункте 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 года N 1237 общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Из содержания Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закона РФ от 22.01.1993 года N4338-1 "О статусе военнослужащих" следует, что продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях: при определении размера пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы; при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих; при исчисление размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию. При предоставлении всех других социальных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только общая продолжительность военной службы в календарном исчислении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смекалин В.А. с 11.05.1979 года проходил военную службу по контракту, был уволен 04.03.1998 года с зачислением в запас по пункту 1 статьи 48 Закона РФ от 11.02.1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (истечение срока военной службы - срока контракта); из списков части он исключен с 04.03.1998 года. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 18 лет.
Поскольку общая продолжительность военной службы Смекалина В.А. составляет менее 20 лет, то право на получение жилья за счет федерального бюджета за ним могло сохранить только при условие, что он был уволен с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Он же уволен с военной службы по иному основанию, что лишает его права на получение бесплатно жилья за счет федерального бюджета или из федерального жилищного фонда после увольнения с военной службы.
Установив такие обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями абзацев третьего, двенадцатого и тринадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года N 512, пришел к верному выводу о том, что правовых оснований сохранять или восстановить Смекалкина В.А. в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у ответчика не имеется, так как истец не является лицом, проходящим в настоящее время военную службу, и не имеет право на получение жилья от Министерства обороны России после увольнения с военной службы.
Довод истца о том, что он до настоящего времени он является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку это обстоятельство имело юридическое значение только в период прохождения истцом военной службы, и давало ему право на бесплатное получение жилья из федерального жилого фонда до увольнения со службы. После увольнения истца со службы это обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения данного спора, ибо основанием для возникновения права на бесплатное получение жилья из федерального жилищного фонда или за счет федерального бюджета являются иные обстоятельства - общая продолжительность военной службы и основание увольнения со службы.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования судом первой инстанции и могли бы повлиять на его выводы. Доводы сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права, переоценки установленных обстоятельств, однако оснований для этого судебная коллегия не усматривается.
Судом первой инстанции полно и правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Поэтому постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодека РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 23 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смекалина В. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий: Т.А.Разуваева
Члены коллегии: Н.В.Пестова
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.