Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кочуковой Г.Н.
судей: Хуснутдиновой И.И.
Пестовой Н.В.
при секретаре: Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Страмнова В. И. к войсковой части 25030-8, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа", Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Хабаровскому краю" о понуждении установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, ежемесячную надбавку к заработной плате, произвести перерасчет заработной платы, возложении обязанности предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсации морального вреда, по апелляционным жалобам Страмнова В.И., представителей ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Хабаровскому краю" на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения представителя Страмнова В.В. - Страмнова В.В., судебная коллегия
установила:
Страмнов В.И. обратился в суд с иском к войсковой части 25030-8, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" о понуждении установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, ежемесячную надбавку к заработной плате, произвести перерасчет заработной платы, возложении обязанности предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 25030-8 с 09.11.2012г. в должности "данные изъяты", ему установлена нормальная продолжительность рабочего времени, ежегодный основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями 16 календарных дней. В январе 2014г. его рабочее место было аттестовано, установлена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3,2 (вредность 3 класса), что предполагает сокращенную продолжительность рабочего времени, ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 12%, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Указанные требования работодателем не выполнены, результаты аттестации до него доведены не были. Бездействием ответчика ему причинен моральный вред.
Просил суд возложить на войсковую часть 25030-8 обязанность с 01.01.2014г. установить сокращенную продолжительность рабочего времени 36-часовую рабочую неделю с 01.01.2014г., ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 12 календарных дней, ежемесячную надбавку в размере 12% к должностному окладу, произвести перерасчет заработной платы с 01.01.2014г. по 01.09.2015г., возложить на войсковую часть 25030-8 обязанность предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за период работы с 01.01.2014г. по 08.11.2014г. в количестве 10 календарных дней, за период с 09.11.2014г. по 08.11.2015г. в размере 12 календарных дней, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 октября 2015 года исковые требования Страмнова В.И. удовлетворены частично.
Постановлено обязать ФКУ "ОСК ВВО" в лице структурного подразделения войсковой части 25030-8 установить Страмнову В.И. сокращенную продолжительность рабочего времени - 36-часовую рабочую неделю, ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 12% к должностному окладу, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней; предоставить Страмнову В.И. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные и (или) опасные условия труда за период работы с 16.06.2014г. по 08.11.2014г. в количестве 6 календарных дней, за период с 09.11.2014г. по 08.11.2015г. в размере 14 календарных дней.
На ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Страмнова В.И. за период с 25.05.2015г. по дату фактического установления 36-часовой рабочей недели, исходя из разницы в норме рабочего времени между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей; произвести перерасчет заработной платы Страмнова В.И. за период с 25.05.2015г. по дату фактического установления ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 12% должностного оклада; обеспечить выплату Страмнову В.И. установленных в результате перерасчета сумм.
С ФКУ "ОСК ВВО" за счет средств, находящихся на лицевом счете войсковой части 25030-8 в филиале N2 ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" в пользу Страмнова В.И. взыскана компенсация морального вреда в размере "данные изъяты".
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Страмнова В.И. - Страмнов В.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, существенное нарушение норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым удовлетворить иск в полном объеме. Указывает, что вывод суда о пропуске срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора необоснован, поскольку о проведенной аттестации рабочего места истцу стало известно в июне 2015г., ответчиками не представлено доказательств того, что истец надлежащим образом ежемесячно извещался о составных частях заработной платы, нарушение трудовых прав истца носит длящийся характер.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя Страмнова В.И. - Страмнова В.В. представитель ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" просит оставить ее без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, существенное нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что размер заработной платы и ее составные части установлены трудовым договором. Условия труда на рабочем месте истца отнесены к вредным условиям труда 2 степени, не требующим предоставления компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени. Выводы суда о том, что до проведения специальной оценки условий труда соответствующие компенсации должны предоставляться работникам, занятым на работах с вредными условиями вне зависимости от их степени, а также опасными условиями труда, противоречит действующему законодательству. Период установленных компенсационных мер должен быть фиксированным.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" Страмнов В.И. просит оставить ее без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "ОСК ВВО" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что период установленных компенсационных мер должен быть фиксированным. С учетом результатов аттестации рабочего места истцу не может быть установлена процентная надбавка в размере, превышающем 8%.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Страмнов В.И. с 09 ноября 2012г. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 25030-8 в должности "данные изъяты".
Заключенным между сторонами трудовым договором N от 09 ноября 2012г. Стамнову В.И. установлен режим рабочего времени - сменная работа по графику сменности, предусмотрен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями продолжительностью 16 календарных дней, оплата труда в размере должностного оклада "данные изъяты", районного коэффициента 50%, надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 50%, надбавки за выслугу лет 40%, надбавки за квалификацию 25%.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда "данные изъяты" класс условий труда истца по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса определен как 3.2.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).
Провозглашая право каждого на безопасные условия труда, на отдых и на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.
С учетом этого, в Трудовом кодексе Российской Федерации для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117) и повышенная оплата труда (часть первая статьи 146 и статья 147).
Закрепление таких мер в законе обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, т.е. преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан.
В соответствии со ст. 219 ТК РФ (в редакции, действующей до 01 января 2014 года) размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Ранее действующим Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 установлены работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест компенсации, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Так, ст. 92 ТК РФ в новой редакции предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Разрешая требования в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени, суд, руководствуясь перечисленными нормами права, также пришел к выводу, что в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" должны быть сохранены те гарантии и компенсации, которые были установлены работодателем в результате аттестации рабочего места по состоянию на 01.01.2014г.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Как указано выше, в отличие от нормы ст. 92 ТК РФ в прежней редакции действующие положения данной статьи устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени лишь для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда не любой степени, а 3 или 4 степени или опасным условиям труда.
В рассматриваемом случае условия труда на должности "данные изъяты" отнесены к вредным условиям труда 1 и 2 степени (подклассы 3.1 и 3.2), то есть не предоставляющим компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени.
По смыслу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" возможность сохранения ранее предусмотренных компенсационных мер обусловлена фактической реализацией в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01 января 2014 года. При этом возможность сохранения компенсационных мер, установленных ранее действовавшим законодательством, предусмотрена только лишь в отношении конкретных работников, а не в отношении рабочих мест, по которым проведена оценка условий труда.
Таким образом, с 01 января 2014 года сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а также к вредным условиям труда 1 или 2 степени в случае фактической реализации в отношении конкретного работника указанной меры по состоянию на 01 января 2014 года.
В данном случае, Страмнову В.И. по состоянию на 01 января 2014 года сокращенная продолжительность рабочего времени не устанавливалась.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на ФКУ "ОСК ВВО" в лице структурного подразделения войсковой части 25030-8 обязанности установить Страмнову В.И. сокращенную продолжительность рабочего времени - 36-часовую рабочую неделю, произведении перерасчета заработной платы за период с 25.05.2015г. по дату фактического установления 36-часовой рабочей недели, исходя из разницы в норме рабочего времени между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права.
В силу требований ст.117 Трудового кодекса РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Согласно требованиям ст.147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно условиям коллективного договора на 2012-2014гг., 2015-2017гг должность истца - "данные изъяты" войсковой части 25030-8, включена в Перечень профессий и должностей работников войсковой части, которым на основании проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда повышаются должностные оклады на 12 %, а также предоставляется ежегодный дополнительный отпуск в размере 14 календарных дней.
Установив, что данные требования в отношении Страмнова В.И. работодателем не выполняются, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в данной части, а также, в соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ, взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда, с учетом требований разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ "ОСК ВВО" о том, что в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", с учетом результатов аттестации рабочего места истцу не может быть установлена процентная надбавка в размере, превышающем 8%, отклоняются судебной коллегией, поскольку указанные изменения вступают в силу с 13 ноября 2015г., на момент вынесения решения процентная надбавка была установлена в размере 12%.
Определяя период, с которого на работодателя возлагается обязанность произвести перерасчет заработной платы, с учетом заявления ответчика, суд применил срок исковой давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Частью 6 статьи 136 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При этом частью 1 той же статьи (в редакции Федерального закона от 23.04.2012 г. N 35-ФЗ) предусмотрена обязанность работодателя при выплате заработной платы извещать в письменной форме каждого работника, в частности, о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Ранее действовавшая редакция этого положения закона также содержала такие требования.
Из материалов дела усматривается, что с картой аттестации рабочего места, в которой, помимо прочего, указано на право истца на повышенную заработную плату, Страмнов В.И. ознакомлен 11.01.2014г.
В ходе судебного разбирательства стороной истца не оспаривалось утверждение ответчика о том, что он регулярно получал заработную плату, следовательно, имел возможность определить правильность ее начисления.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Между тем, поскольку настоящий спор заявлен в отношении заработной платы, которая, по мнению Страмнова В.И., ему причиталась, однако не была начислена ответчиком, не имеется оснований рассматривать данные нарушения в случае их доказанности как длящиеся, т.к. они имели место при расчете заработной платы за каждый отработанный месяц, и соответственно, - для исчисления срока обращения в суд.
Обстоятельств, которые могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с данными требованиями, истцом суду не приведено и доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств, не представлено.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы представителя Страмнова В.И. - Страмнова В.В. являются несостоятельными.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали изложенные выводы, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, оснований для которой судебная коллегия не имеет, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 октября 2015 года в части возложения на Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" в лице структурного подразделения войсковой части 25030-8 обязанности установить Страмнову В. И. сокращенную продолжительность рабочего времени - 36-часовую рабочую неделю, возложения на Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Хабаровскому краю" обязанности произвести перерасчет заработной платы Страмнова В. И. за период с 25.05.2015г. по дату фактического установления 36-часовой рабочей недели, исходя из разницы в норме рабочего времени между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей - отменить, принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Страмнову В. И. к войсковой части 25030-8, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа", Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Хабаровскому краю" о понуждении установить сокращенную продолжительность рабочего времени, произвести перерасчет заработной платы в связи с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени, исходя из разницы в норме рабочего времени между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей - отказать.
Апелляционную жалобу представителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" считать частично удовлетворенной.
В остальной части решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Страмнова В.И., представителей ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Хабаровскому краю" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи И.И. Хуснутдинова
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.