Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Чемякиной И.А.
судей Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
при секретаре Евсеенко А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 27 января 2016 года административное дело по административному иску Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства к Мичуринскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействующим нормативного правового акта, по апелляционной жалобе представителя Администрации мичуринского сельского поселения на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 ноября 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителей Федерального агентства лесного хозяйства Туровской В.А., Кастрель Н.С.,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное агентство лесного хозяйства, действуя в интересах Российской Федерации, обратилось в суд с административным иском к Мичуринскому сельском у поселению Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Совета депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского каря от 4.12.2012 года "Об утверждении генерального плана Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского каря" N221-49, опубликованного в информационном бюллетене Мичуринского сельского поселения от 10.12.2012 года N 36. Ссылаясь, что данное решение нарушает права и законные интересы Российской Федерации и не соответствует Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2014 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Поскольку согласно утвержденного Советом депутатов генерального плана Мичуринского сельского поселения, в центральной части территории сельского поселения расположен обширный участок Хабаровского лесничества (лесопарковое участковое лесничество), являющийся частью мехлесхоза "Хабаровского" (головного предприятия Хабаровского лесохозяйственного производственного объединения Хабаровского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РФ), площадь которого составляет 631 га. В целом в границах территории Мичуринского сельского поселения расположены участки земель лесного фонда общей площадью 711,2 га. Согласно выписки из государственного лесного реестра N от 6.04.2015г. в границах поселения расположены защитные леса (лесная зона) площадью 646,9164 га и эксплуатационные леса площадью 12,86 га. Между тем в нарушение п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана поселения с Рослесхозом не согласован, процедура такого согласования как и порядок перевода земельных участков из одной категории в другую не соблюдены. Таким образом, Администрацией Мичуринского сельского поселения осуществлялись действия в отношении земельных участков находящихся в федеральной собственности, без согласия собственника, что повлекло нарушение прав РФ.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края требования удовлетворены. Решение Совета депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 4.12.2012 г. N 221-49 признано недействующим как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2014 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в части включения в границы сельского поселения участков земель лесного фонда: а именно части 54, 58, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 99, 100 кварталов Лесопаркового лесничества Хабаровского лесничества Хабаровского края.
В апелляционный жалобе Администрации Мичуринского сельского поселения ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права. Указывает, что в рамках настоящего дела оспаривается законность решения приятого представительным органом местного самоуправления - Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, между тем данный орган местного самоуправления, принявший оспариваемое решение к участию в деле не привлечен.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что Совет депутатов Мичуринского сельского поселения хоть и обладает правами юридического лица в соответствии с Уставом сельского поселения, однако в качестве такового в едином государственном реестре юридических лиц не зарегистрирован, а следовательно, не мог быть привлечен судом к участию в деле.
Представитель Администрации Мичуринского сельского поселения в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в порядке главы 34 КАС РФ.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке перечислены в ст.310 КАС РФ., к ним в частности отнесены: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле; ... а также существенные нарушения или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
Так судом в ходе рассмотрения дела проверялось соответствие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, приятого Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского каря решения от 4.12.2012 года "Об утверждении генерального плана Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского каря" N221-49, однако Совет депутатов данного сельского поселения в качестве административного ответчика к участию в деле привлечен не был. Таким образом, судом постановлено решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле, что является безусловным основанием к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности привлечения Совета депутатов Мичуринского сельского поселения к участию в деле как не имеющего статуса юридического лица, являются несостоятельными, поскольку пунктом 9 ст.35 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела, судом первой инстанции были допущены и иные существенные нарушения норм процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части пунктом 1 ч.2 ст.1 КАС РФ прямо отнесены к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Главой 2 КАС РФ определена подведомственность и подсудность административных дел судам.
В силу ст.20 Кодекса к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривающих в качестве суда первой инстанции отнесены административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст.35 Федерального закона от 6.10.2013 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к представительным органам муниципального образования отнесены: представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения, состоящие из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Принимая во внимание, что административным истцом оспорена законность нормативного акта, принятого Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского каря, являющегося представительным органом местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу о подсудности данного административного дела Хабаровскому краевому суду, что не было учтено судом первой инстанции, и что после принятия дела к своему производству, в силу п.2 ч.2 ст.27 КАС РФ являлось основанием для передачи административного дела на рассмотрение другого суда, к подсудности которого оно отнесено законом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении возникшего спора об оспаривании нормативного акта представительного органа местного самоуправления, судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, устанавливающих правила родовой подсудности административных дел об оспаривании нормативных актов.
Данное нарушение норм процессуального права повлекло нарушение предусмотренного ч.1 ст.47 Конституции Российской Федерации права заявителя на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, что в силу действующего административного законодательства является существенным нарушением норм процессуального права, влекущих отмену принятого судебного акта.
В целях исправления судебной ошибки, которая повлекла вынесение незаконного решения, судебная коллегия признает решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 ноября 2015 года подлежащими отмене и полагает необходимым направить настоящее дело для рассмотрения в суд первой инстанции - Хабаровский краевой суд.
Руководствуясь статьями 20, 309, 310 КАС РФ., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 ноября 2015 года по административному иску Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства к Мичуринскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействующим нормативного правового акта отменить, дело для рассмотрения по существу направить в суд первой инстанции - Хабаровский краевой суд.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Волошина Е.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.