Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.
рассмотрев в порядке упрощенного ( письменного) производства 22 января 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Кириленко О. В. к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка,
по апелляционной жалобе Кириленко О.В. на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 октября 2015 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кириленко О.В. обратилась в суд с указанным административным, мотивируя свои требования тем, что на основании опубликованного в газете "Дальневосточный Комсомольск" N от 17.06.2015 года извещения о предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по "адрес" (строительный номер N) в аренду, для строительства индивидуального жилого дома, она обратилась к главе администрации города Комсомольска-на-Амуре с заявлением от 13.07.2015 года о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
28.07.2015 года получен ответ, согласно которому администрация города Комсомольска-на-Амуре не имеет возможности удовлетворить ее заявление о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по "адрес" (строительный номер N), с целью индивидуального жилищного строительства, поскольку данный земельный участок входит в границы зон затопления, подтопления, защитные же мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод на данной территории не выполнены.
Земельный участок по "адрес" (строительный номер N) расположен в зоне индивидуальной жилой застройки и разрешен для строительства индивидуального жилого дома, сведений о нахождении данного земельного участка в зоне затопления или подтопления не имеется.
Считает, что действия администрации города Комсомольска-на-Амуре не соответствуют п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают ее право на участие в открытом аукционе, предусмотренное п. 1 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Просила признать отказ Администрации города Комсомольска-на-Амуре в удовлетворении заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенной по "адрес" (строительный номер N) незаконным; обязать Администрацию города Комсомольска-на-Амуре удовлетворить заявление о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по "адрес" (строительный номер N).
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 октября 2015 года в удовлетворении требований Кириленко О.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Кириленко О.В. просит решение суда отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Суд не учел, что в постановлении Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 02.10.2013 N "Об определении границ зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" не указаны земельные участки, а указаны жилые дома и по "адрес" значатся всего два дома под номерами N и N. Земельный участок по "адрес", строительный номер N, согласно данному постановлению не относится к зонам подтопления. Суд необоснованно установилнахождение спорного участка в зоне возможного затопления или подтопления, исходя из высот домов N, N "адрес".
Судом необоснованно приняты во внимание доводы ответчика, что спорный земельный участок граничит с затопленными землями на основании данных, полученных посредством программы внутреннего использования Мап-инфо, при том, что в кадастре недвижимости отсутствуют сведения о том, что спорный участок находится в зоне затопления. До настоящего времени границы зоны затопления (подтопления) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не установлены, сведения о границы зоны государственный кадастр недвижимости не внесены. Земельным законодательством не предусмотрено такое основания для отказа в предоставлении земельного участка как "расположение земельного участка в зоне затопления (подтопления)".
Судом сделан вывод о том, что поскольку аукцион не проводился, отсутствует предмет спора. Однако не проведение аукциона не является предметом настоящего спора.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. Учитывая положения ч.7 ст.150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного ст.33 КАС РФ.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьями 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Из положений статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что образование земельного участка и подготовка аукциона включает в себя, как один из этапов, проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
В соответствии с частями 8, 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Согласно статье 67.1. Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктами 3, 19 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве". Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае возникновения аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, сложившихся вследствие ливневого паводка, сложной ледовой обстановки, пропуска вод в катастрофически большом количестве.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2014 N 22 "Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением" предусмотрено, что при осуществлении градостроительной деятельности органам исполнительной власти Хабаровского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края необходимо исключить строительство объектов капитального строительства (в том числе жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры) без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 N 136-пр "Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края" при проектировании на территории края следует учитывать районы, подверженные затоплению в период весеннего снеготаяния, сезонного таяния ледников и ливневых паводков. На территориях, подверженных затоплению и подтоплению, размещение новых населенных пунктов и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.
Согласно Приложению к Постановлению Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 02.10.2013 N 3143-па "Об определении границ зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в границы зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" вошли дома по "адрес" (затоплен дом до 1 м) и "адрес" (затоплено подполье).
Пунктом 2.8 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предварительное согласование места размещения объектов и утверждение актов выбора земельных участков на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденного постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12.05.2012 N 1458-па (действующим на дату возникновения спорных правоотношений) предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги отрицательные рекомендации постоянно действующей комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов главе города Комсомольска-на-Амуре, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Как следует из материалов дела, Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре в средствах массовой информации в газете "Дальневосточный Комсомольск" N от 17.06.2015 года и в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города kmscity.ru была опубликована информация о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по "адрес" для строительства индивидуального жилого дома.
13.07.2015 года Кириленко О.В. обратилась к главе администрации города Комсомольска-на-Амуре с заявлением о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по "адрес" с целью индивидуального жилищного строительства: для строительства индивидуального жилого дома.
25.07.2015 года заявителю дан ответ N за подписью заместителя главы администрации города ФИО1 о невозможности удовлетворения ее заявление о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по "адрес" с целью индивидуального жилищного строительства, поскольку данный земельный участок находится в зоне возможного затопления (подтопления). Согласно пункту 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капительного строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления, запрещается.
Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 02.10.2013 N установлено, что дома N и N по "адрес" (смежные с территорией спорного земельного участка и расположенные на более высокой отметке, чем спорный земельный участок) входили в зону затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории.
При этом высотная отметка дома по "адрес" (строительный N) - 21,6 м.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок находится в зоне возможного подтопления, в связи с чем, строительство на данном участке новых объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия является недопустимым. При этом соответствующие мероприятия по предотвращению негативного воздействия не произведены на момент объявления аукциона.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, аукцион на право заключения договора аренды спорного земельного участка не проводился.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Кириленко О.В., поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с законом, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном толковании и примени норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Довод о том, что действия администрации г. Комсомольска-на-Амуре нарушают право Кириленко О.В. на участие в открытом аукционе, предусмотренное пунктом 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку аукцион на право заключения договора аренды спорного земельного участка не проводился.
Доводы апелляционной жалобы являлись процессуальной позицией административного истца по делу, были приведены в ходе судебного разбирательства, являлись предметом рассмотрения в суде, должным образом исследованы, их оценка подробно изложена в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно.
Апелляционная жалоба заявителя не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к несогласию с решением суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 октября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Кириленко О. В. к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка - оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириленко О.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.