Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 27 января 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Мацаль А. А. к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании незаконным решения N от 26 июня 2015 года об отказе в выплате компенсации родительской платы,
по апелляционной жалобе Мацаль А.А. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 09 ноября 2015 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мацаль А.А. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 09 января 2014 года между ней и МБДОУ Детский сад N р.п "данные изъяты" заключен договор, согласно которому оплата за содержание дочери осуществляется за счет средств материнского капитала единовременным платежом за период с 09 января 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере "данные изъяты".
11 июня 2014 года денежные средства в сумме "данные изъяты" перечислены ПФР на расчетный счет МБДОУ. Дочь ФИО1 является вторым ребенком, в связи с этим компенсации родительской платы должна составлять "данные изъяты".
Она обратилась в Управление образования администрации муниципального района имени Лазо с заявлением о выплате компенсации родительской платы.
26 июня 2015 года в выплате компенсации родительской платы отказано в виду того, что возврат наличными средствами компенсации, выплачиваемой из средств материнского капитала, будет считаться обналичиванием, что запрещено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ.
Считает отказ в выплате компенсации родительской платы неправомерным, так как в Законе не указан запрет выплаты компенсации в случае, если родительская плата вносится не родителем, а Пенсионным фондом за счет средств материнского капитала.
Просила признать незаконным решение Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края N от 26 июня 2015 года об отказе в выплате компенсации родительской платы, обязать административного ответчика выплатить компенсацию родительской платы в сумме "данные изъяты".
Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 27 октября 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне ответчика привлечены: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N рабочего поселка "данные изъяты" муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 09 ноября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления Мацаль А.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Мацаль А.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы указывает, что нормативно-правовые акты, которыми руководствовался суд, во взаимосвязи друг с другом предусматривают внесение платы за содержание ребенка в ДОУ только родителями, вне зависимости от способа такой оплаты, а выплата компенсации зависит лишь от рождения в семье и нахождения в дошкольном учреждении одного-двух и последующих детей. В данном случае ущемлены права административного истца, имеющей право на компенсацию родительской платы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Симоненко И.М. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что судом полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства, правильно установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела и требованиям закона, поскольку установленная часть родительской платы компенсируется именно в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, такой компенсации подлежат только собственные средства родителей, потраченные ими на содержание ребенка в образовательном учреждении. Средства материнского (семейного) капитала таковыми не являются.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. Учитывая положения ч.7 ст.150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного ст.33 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Материалами дела установлено, что Мацаль А. А. является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения; является обладателем государственного сертификата серии N на материнский (семейный) капитал, выданного ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края (без выполнения функции по выплате пенсии).
На основании договора между дошкольным образовательным учреждением и родителем ребенка, посещающего дошкольное учреждение, от 09 января 2014 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зачислена в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N рабочего поселка "данные изъяты" муниципального района имени Лазо Хабаровского края в "данные изъяты" группу на основании медицинского заключения и личного заявления родителей.
Пунктом 2.2.3. указанного договора предусмотрено, что оплата за содержание ребенка осуществляется за счет средств материнского (семейного) капитала единовременным платежом за период с 09 января 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере "данные изъяты" из расчета 21 рабочий день в срок до 31 декабря 2014 года.
Мацаль А.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края, отдел ПФР в Бикинском районе Хабаровского края с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного капитала) с просьбой о направлении части средств материнского (семейного капитала) для оплаты пребывания дочери в образовательном учреждении ДОУ в размере "данные изъяты".
Установлено, что 11 июня 2014 года из средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату серии N, выданному ДД.ММ.ГГГГ, УПРФ (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края на образование (содержание) перечислено в сумме "данные изъяты"; оплата произведена УПРФ (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края путем безналичного перечисления средств на счет образовательного учреждения, указанный в договоре.
При обращении Мацаль А.А. в Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края с вопросом выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду в размере 50% от оплаченной суммы, 26 июня 2015 года письмом N ей было сообщено об отказе в удовлетворении ее заявления.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия и решение административного ответчика соответствовали нормам действующего законодательства; материнский (семейный) капитал является мерой государственной (социальной) поддержки семей, имеющих детей, средства материнского капитала в интересах семьи и детей охраняются предусмотренным законодательством правовым механизмом, практически исключающим возможность получения материнского капитала в виде наличных денежных средств и свободного распоряжения им; направление средств материнского капитала всегда осуществляется путем безналичного перечисления на банковские счета физических или юридических лиц и не могут считаться расходами, понесенными родителями; компенсация является возмещением потерь, понесенных убытков, расходов и выплачивается родителям (законным представителям) внесшим родительскую плату.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как удовлетворение требований Мацаль А.А. в данном случае фактически будет являться не компенсацией, а доходом, незаконно полученным из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в статье 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливая гарантии социальной защиты.
Пунктом 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Хабаровского края от 08.02.2007 N 103 "О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования" компенсация выплачивается родителям (законным представителям) на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов указанного среднего размера родительской платы. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого Правительством края для каждого муниципального образования края в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 1, 3 Порядка обращения граждан за получением компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, иных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и порядке ее выплаты на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2007 N 23-пр.
В пункте 4 Порядка закреплены основания для получения компенсации, а именно необходимость представления в уполномоченный орган: заявления о выплате компенсации; копии договора между образовательной организацией, которую посещает ребенок, и родителем (законным представителем); документа, подтверждающего факт рождения ребенка (свидетельство о рождении, решение суда или иные документы (при рождении двух и более детей - на каждого ребенка); документа, подтверждающего внесение родительской платы.
Анализ указанных норм права, позволяет прийти к выводу, что поскольку установленная часть родительской платы компенсируется именно в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, такой компенсации подлежат собственные средства родителей (законных представителей), потраченные ими на содержание ребенка в образовательном учреждении, то есть государством компенсируется именно уменьшение имущественной массы семьи в связи с воспитанием и обучением ребенка. При этом, для получения компенсации родитель (законный представитель) должен подтвердить факт несения семьей расходов на содержание ребенка в образовательном учреждении.
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" определяет материнский (семейный) капитал как средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных законом.
При этом согласно статье 2 Закона Хабаровского края от 08.02.2007 N 103 "О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования", финансирование расходов по выплате компенсации осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии с законом о краевом бюджете.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 7, части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на получение образования ребенком (детьми), в том числе, на оплату платных образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями, а также иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ).
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 926.
В соответствии с пунктами 4, 8.3, 9 Правил средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на оплату оказываемых образовательными организациями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и образовательной организацией, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных организаций, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг. При этом первый платеж осуществляется не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами, а последующие платежи - в соответствии со сроками, указанными в договоре об оказании платных образовательных услуг.
Исходя из смысла указанных правовых норм, нельзя отнести средства материнского (семейного) капитала к личной собственности лица, получившего государственный сертификат, поскольку законом прямо установлено, что материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, а сертификат лишь подтверждает право его держателя на дополнительные меры государственной поддержки.
Возврат части денежных средств держателю сертификата материнского (семейного) капитала в виде компенсации (перечисления денежных средств) является, фактически, "обналичиванием" средств материнского капитала, что прямо запрещено Законом.
Кроме того, из положений Федерального закона N 256-ФЗ в совокупности следует, что лицо, получившее сертификат, не вправе пользоваться средствами материнского (семейного) капитала, а распоряжение ими осуществляется таким лицом только в предусмотренных законом целях со значительными ограничениями и только опосредованно (средства направляются Пенсионным фондом РФ на заявленные цели в безналичной форме).
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда и сводятся к переоценке выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 09 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Мацаль А. А. к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании незаконным решения N от 26 июня 2015 года об отказе в выплате компенсации родительской платы - оставить без изменения, апелляционную жалобу Мацаль А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.В. Волошина
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.