Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,
при секретаре Немкове С.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 января 2016 года
апелляционную жалобу представителя истца Коробкиной Н.П. на решение Черногорского городского суда от 05 ноября 2015 года, которым отказано в удовлетворении иска Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия к Степановой А.В. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения представителя истца Белоногова И.К., настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (далее - УПФР в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия) обратилось в суд с иском к Степановой А.В. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Требования мотивировал тем, что 02 марта 2015 года ответчица обратилась с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. В заявлении Степанова А.В. указала, что родительских прав в отношении имеющихся у нее детей она не лишалась. К заявлению прилагались свидетельства о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ принято решение N о выдаче Степановой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Впоследствии пенсионным органом установлено, что Степанова А.В. решением Черногорского городского суда от 23 мая 2013 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" является основанием для признания недействительными принятого решения от 01 апреля 2015 года N и выданного Степановой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-7 N.
В судебном заседании представитель истца Белоногов И.К. настаивал на иске.
Представитель ответчицы адвокат Белоусов В.З. иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчицы Степановой А.В.
Суд постановилвышеприведенное решение, с которым не согласен представитель истца Коробкина Н.П.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Анализируя положения ч. 1 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" указывает, что лишение матери детей родительских прав в отношении второго ребенка влечет прекращение ее права на получение мер государственной поддержки и реализации приобретенного права. Учитывая, что Степанова А.В. лишена родительских прав в отношении первых двух детей, то она не имела права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Полагает ошибочным вывод суда о том, что у ответчицы возникло право на получение дополнительных мерах государственной поддержки семей в связи с рождением у нее последующих детей. По мнению представителя, принятое решение нарушает требования закона, поскольку лишает права на дополнительные меры государственной поддержки семей отца ребенка либо самого ребенка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2,3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, если они ранее не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В силу ч.ч. 1, 4, 6, 8 ст. 5 Федерального закона N 256-ФЗ лица, указанные в частях 1, 3 - 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа ПФ РФ подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; - представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.
В силу п. 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе на право получения от него содержания, а также на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Вступившим в законную силу решением Черногорского городского суда от 23 мая 2013 года Степанова А.В. лишена родительских прав в отношении ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Степанова А.В. 02 марта 2015 года обратилась в УПФР в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, по месту своей регистрации, с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. В заявлении указала, что родительских прав в отношении имеющихся у нее детей она не лишалась; к заявлению, в подтверждение своего права на дополнительные меры государственной поддержки, приложила свидетельства о рождении двоих детей - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 4-9, 17, 18).
01 апреля 2015 года УПФР в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия было вынесено решение N о выдаче Степановой А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в размере "данные изъяты" руб. серии МК-7 N (л.д. 10).
До настоящего момента Степанова А.В. средствами дополнительной меры государственной поддержки не распорядилась, с заявлением о распоряжении указанными денежными средствами не обращалась.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции установил, что Степанова А.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО8, ФИО9, но ее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникло в связи с рождением последующих двоих детей, родившихся после 01 января 2007 года, в отношении которых она не была лишена родительских прав.
Вступившим в законную силу решением Черногорского городского суда от 01 июля 2015 года Степанова А.В. лишена родительских прав в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, у Степановой А.В. отпали основания для предоставления ей дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала в отношении несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия с учетом того, что Степанова А.В. средствами дополнительной меры государственной поддержки не распорядилась, полагает необходимым решение суда отменить и принять новое, которым иск удовлетворить, признать решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал N от 01 апреля 2015 года Степановой А.В. недействительным, признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-7 N, выданный Степановой А.В., недействительным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черногорского городского суда от 05 ноября 2015 года по настоящему делу отменить и принять новое.
Признать решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал N от 01 апреля 2015 года Степановой А.В. недействительным.
Признать государственный сертификат на материнский ( семейный) капитал серии МК-7 N, выданный Степановой А.В., недействительным.
Судебное постановление является основанием для прекращения права Степановой А.В. на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского ( семейного) капитала в отношении несовершеннолетних детей : ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
В.Н. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.