Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,
при секретаре Немкове С.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 января 2016 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Шестопаловой И.А. на решение Абаканского городского суда от 27 октября 2015 года, которым частично удовлетворен иск Витовской Л.Г. к Администрации города Абакана о признании действий по снятию с внеочередного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными, признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения представителя ответчика Варламовой А.Ю., настаивавшей на доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Витовская Л.Г. обратилась в суд с иском к Администрации города Абакана о признании малоимущей, восстановлении в списках очередности на внеочередное получение жилого помещения, мотивируя требования тем, что 26 декабря 2011 года она и ее несовершеннолетний сын Витовский И.М. были поставлены на учет и включены в общий и внеочередной списки нуждающихся в жилом помещении, так как ее семья была признана малоимущей, а Витовский И.М. имеет тяжелую форму хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. 30 марта 2015 года решением комиссии отдела по учету и распределению жилой площади Администрации г. Абакана ее семья снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключена из общего и внеочередного списков на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Названное решение она считает незаконным, поскольку ее сын имеет тяжелую форму хронического заболевания и ему установлена инвалидность сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, ответчик необоснованно посчитал, что семья истицы утратила статус малоимущей, так как при принятии решения не учел Методические рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденные приказом Минрегиона РФ от 25 февраля 2005 года N 17.
В судебном заседании истица Витовская Л.Г.уточнила заявленные требования, просила признать действия Администрации г. Абакана по снятию ее семьи с внеочередного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признать право на внеочередное получение жилого помещения, обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим нормам, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
Представитель ответчика Шестопалова И.А. иск не признала.
Суд постановилвышеприведенное решение, которым признал действия Администрации г. Абакана по снятию Витовской Л.Г. с внеочередного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.
Признал право Витовской Л.Г. на внеочередное получение жилого помещения.
Обязал Администрацию г. Абакана предоставить Витовской Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 40 кв.м. в городе Абакане Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
С решением не согласен представитель ответчика Шестопалова И.А.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что заявленные требования подлежали рассмотрению в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Отмечает, что истица была снята с учета нуждающейся в жилом помещении и исключена из внеочередного списка решением органа местного самоуправления - постановлением Администрации г. Абакана от 30 марта 2015 года N 669, а не действием, как ошибочно посчитал суд, которое ответчик не совершал. Считает, что при разрешении заявленных требований суд не применил положения ч. 8 ст. 4 Закона Республики Хакасия от 11 декабря 2006 года N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", что повлекло принятие незаконного и неисполнимого судебного акта, поскольку процедуре включения в список предшествует принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.е. судебным решением признано незаконным только исключение истицы из внеочередного списка. Анализируя ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), ст.ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 20 и п. 21 Методики расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 октября 2006 года N 274, указывает, что размер доходов семьи истицы превысил пороговое значение, соответственно она утратила статус малоимущей, а потому обоснованно снята с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Не согласна с выводом суда о том, что право на постановку на учет в качестве нуждающегося и включение во внеочередной список возникло по иному основанию, а именно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. По мнению представителя, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность принимать на учет и обеспечивать жилыми помещениями во внеочередном порядке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний без учета их имущественного положения. Предоставление названной категории граждан жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями, однако такими полномочиями Администрация г. Абакана не наделялась. Также представитель указывает, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, соответственно они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обосновании своей позиции представитель ссылается на определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О. Считает незаконным судебное постановление в части признания за истицей права на внеочередное предоставление жилого помещения и обязании ответчика его предоставить, поскольку Витовской Л.Г. на учете граждан нуждающихся в жилом помещении не состоит, судебным решением не восстановлена. Ссылаясь на решение Абаканского городского Совета депутатов от 15 февраля 2005 года N 126 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Абакане" и ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ полагает необоснованным предоставление истице жилого помещения площадью 40 кв.м., по мнению апеллянта, Витовской Л.Г. может быть предоставлено не более 30 кв.м. Кроме того, судом не была учтена площадь помещения находящаяся в собственности истицы вопреки требованиям ч.5 и ч.7 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ст. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска Витовской Л.Г. о компенсации морального вреда сторонами не обжаловано и его законность в силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не проверяется.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходи из того, что право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включение во внеочередной список возникло у истицы по основанием, не связанным с признанием ее малоимущей, а именно в соответствии с положениями п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и удовлетворил исковые требования о признании действий Администрации города Абакана по снятию истца с внеочередного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными, о признании права Витовской Л.Г. на внеочередное получение жилого помещения, об обязании Администрации г. Абакана предоставить Витовской Л.Г. жилое помещение по договору социального найма.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Как видно из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетний Витовский И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с диагнозом "данные изъяты" и проживает со своей матерью, которая производит за ним уход как за ребенком, нуждающимся в постороннем уходе в силу тяжелого психического заболевания.
Заболевание несовершеннолетнего поименовано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире ( "данные изъяты" - "данные изъяты"), утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации N 378 от 16 июня 2006 года.
Витовский И.М. не имеет в собственности жилья и проживает со своей матерью Витовской Л.Г. в комнате по адресу: "адрес", которая отдельной квартирой не является.
Витовская Л.Г. имеет в собственности 22/100 доли в общей долевой собственности по адресу: "адрес" по договору купли-продажи от 27 декабря 2013 года. Строение, расположенное по указанному адресу является жилым домом, общей площадью 146,8 кв.м., где отдельные жилые помещения имеют общий санузел и коридор.
Постановлением Главы г. Абакана от 26 декабря 2011 года N 2544 Витовская Л.Г. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общий и внеочередной списки (л.д.5).
Постановлением Администрации города Абакана от 30 марта 2015 года N 669 Витовская Л.Г. снята в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса, в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма, так как при расчете размера ежемесячного дохода на каждого члена семьи, установлено превышение порогового значения дохода, равного прожиточному минимуму в среднем на душу населения в Республики Хакасия, составляющего на текущий момент "данные изъяты" руб., согласно приложению N 3.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения истицы в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из анализа положений жилищного законодательства следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, нуждающимся в жилом помещении и имеющим детей инвалидов, заболевания которых поименовано в Перечне возможно только в случае признания их малоимущими.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона Республики Хакасия "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от 21 июня 2006 года ( в ред. 09 июля 2010 года) граждане признаются малоимущими органами местного самоуправления в следующих случаях размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина меньше порогового значения дохода, а стоимость имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности и учитываемого для целей настоящего Закона, меньше порогового значения стоимости имущества.
В силу п.п.12-14 Методики расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению", утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 октября 2006 года N 274 среднемесячный доход гражданина определяется путем деления суммы доходов, полученных гражданином в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых имели место доходы.
Сумма среднемесячных доходов членов семьи, установленных в соответствии с пунктом 12 настоящей Методики, составляет среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде.
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи.
Согласно расчету представленному ответчиком, доход семьи истицы на 1 квартал 2015 года состоял из среднемесячного дохода Витовской Л.Г. (( "данные изъяты":12)= "данные изъяты"))и среднемесячного дохода Витовского И.М. ( "данные изъяты"+ "данные изъяты",92х9):12 ( "данные изъяты"+ "данные изъяты"):12= "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Сумма среднемесячного дохода членов семьи: "данные изъяты"+ "данные изъяты" руб. "данные изъяты"+ "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи : "данные изъяты" руб. "данные изъяты" :2 = "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, истицей не оспорен.
Величина прожиточного минимума за 1 квартал 2015 года установлен Постановлением Правительства Республики Хакасия N 218 от 11 мая 2015 года в размере на душу населения в размере 9110 руб.
Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения иска.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части удовлетворенной части отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска о признании действий Администрации г. Абакана по снятию Витовской Л.Г. с внеочередного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, о признании права Витовской Л.Г. на внеочередное получение жилого помещения, об обязании Администрации г. Абакана предоставить Витовской Л.Г. жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 40 кв.м. в городе Абакане Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 27 октября 2015 года по настоящему делу в части признания действий Администрации г. Абакана по снятию Витовской Л.Г. с внеочередного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признании права Витовской Л.Г. на внеочередное получение жилого помещения, обязании Администрации г. Абакана предоставить Витовской Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 40 кв.м. в городе Абакане Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам отменить и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
В.Н. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.