Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Кудряшова М.В. в интересах ООО "Руссоль" на решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 22 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Руссоль",
УСТАНОВИЛА:
постановлением Номер изъят государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Р. от 17 апреля 2015 года ООО "Руссоль" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.
Определением Номер изъят государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Р. от 20 апреля 2015 года в порядке части 1 статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении Номер изъят от 17 апреля 2015 года исправлена опечатка в части указания даты Решения единственного участника ООО "Руссоль", которым избран директор ООО "Руссоль" Черный С.В., с 10 ноября 2008 года на 24 ноября 2014 года.
Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области Егорова Д.К. от 22 июня 2015 года данное постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 17 апреля 2015 года в отношении ООО "Руссоль" оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник Кудряшов М.В. в интересах ООО "Руссоль", не соглашаясь с решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 22 июня 2015 года, просит от отмене данного судебного акта, считая его незаконным и необоснованным, и прекращении производства по делу или возвращении дела на новое рассмотрение.
В дополнительной жалобе, поступившей в Иркутский областной суд 28 января 2016 года, защитник Кудряшов М.В. утверждает о нарушении права ООО "Руссоль" на защиту при составлении в отношении Общества протокола об административном правонарушении.
В своей жалобе защитник Кудряшов М.В. в интересах ООО "Руссоль" не ставит вопрос об отмене постановления Номер изъят государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 17 апреля 2015 года, однако, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, принявший к рассмотрению жалобу на не вступившее в законную силу постановление, решение по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и обязан в интересах законности проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
О месте и времени рассмотрения Иркутским областным судом жалобы директор ООО "Руссоль" Черный С.В., защитник Кудряшов М.В., потерпевший Ф. извещены надлежаще, однако, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия названных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела, судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы и дополнения к жалобе, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по данному делу об административном правонарушении должностным лицом Государственной инспекции труда в Иркутской области не выполнено.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние, конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено должностным лицом при отсутствии протокола об административном правонарушении в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа
Постановлением Номер изъят государственного инспектора труда от 17 апреля 2015 года ООО "Руссоль" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, протокол о данном административном правонарушении в представленном суду деле отсутствует, сведений о его составлении не имеется, на рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в Иркутской области данный протокол не поступал.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Иркутской области 03 апреля 2015 года в отношении ООО "Руссоль" был составлен протокол Номер изъят об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту совершения деяния, за которое Общество привлечено к административной ответственности постановлением Номер изъят государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 17 апреля 2015 года. В названном постановлении имеется ссылка на то, что дело рассмотрено на основании протокола об административном правонарушении Номер изъят, однако, указания на переквалификацию содеянного Обществом с части 1 на часть 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и мотивы такой переквалификации постановление не содержит.
При указанных обстоятельствах постановление Номер изъят государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 17 апреля 2015 года в отношении ООО "Руссоль" по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Иркутской области не представляется возможным в силу следующего.
Согласно материалам дела, 06 февраля 2015года в цехе добычи и переработки соли Усолье ООО "Руссоль", отделение выварки соли фабрики по производству соли в "адрес изъят", произошел несчастный случай с работником ООО "Руссоль" Ф., получившим тяжелую травму в результате падения при разности уровней высот.
По данному факту 11 марта 2015 года был составлен акт о несчастном случае на производстве.
Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Р. 03 апреля 2015 года в отношении ООО "Руссоль" был составлен протокол Номер изъят об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законный представитель ООО "Руссоль" участия в составлении протокола не принимал, поскольку не был надлежаще уведомлен о месте и времени составления протокола.
Из копии телеграммы, врученной директору ООО "Руссоль" Черному С.В., видно, что госинспектор труда Р. просит его прибыть 03 апреля 2015 года в Гострудинспекцию для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по результатам расследования несчастного случая с Ф. Сообщено, что в случае неявки Черного С.В. дело будет рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение к административной ответственности есть назначение административного наказания, но не составление протокола об административном правонарушении. В телеграмме должностное лицо ООО "Руссоль" извещается о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении него.
Содержание данной телеграммы не позволяет утверждать, что она направлена юридическому лицу - ООО "Руссоль" в целях обеспечения участия законного представителя Общества в составлении протокола об административном правонарушении в отношении Общества по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Р. требований статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу части 3 статьи 26.2 названного Кодекса влечет признание протокола Номер изъят от 03 апреля 2015 года недопустимым доказательством вины ООО "Руссоль" в совершении правонарушения.
Также 03 апреля 2015 года Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Р. было вынесено определение Номер изъят о назначении времени и места рассмотрения дела, согласно которому дело по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет рассмотрено в Государственной инспекции труда в г. Иркутске 17 апреля 2015 года, однако, сведений о вручении адресату данного определения материалы дела не содержат. Сведения об участии законного представителя ООО "Руссоль" в рассмотрении дела в постановлении отсутствуют.
Таким образом, 17 апреля 2015 года государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Иркутской области в нарушение положений статей 25.1 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрел данное дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО "Руссоль" Черного С.В. и в отсутствие сведений о его надлежащем извещении о рассмотрении дела, чем было нарушено право Общества на защиту.
Нарушение государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Иркутской области процессуальных требований, установленных в части 1 статьи 25.1, статьях 1.6 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судья Усольского городского суда Иркутской области, рассматривая жалобу защитника Караськиной М.С. в интересах ООО "Руссоль" на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области, оставил допущенные должностным лицом Государственной инспекции труда в Иркутской области нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без анализа и должной оценки, в связи с чем пришел к неправильному выводу о законности вынесенного по делу постановления.
Учитывая изложенное, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 22 июня 2015 года также подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Руссоль" подлежит прекращению по пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Оснований для возвращения дела на новое рассмотрение не имеется в связи с невозможностью устранения недостатков протокола об административном правонарушении, влекущих признание данного протокола недопустимым доказательством и ненадлежащим основанием административной ответственности.
Жалоба защитника Кудряшова М.В. в интересах ООО "Руссоль" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление Номер изъят государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 17 апреля 2015 года и решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 22 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Руссоль" прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Жалобу защитника Кудряшова М.В. в интересах ООО "Руссоль" удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.