Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Каракич Л.Л.,
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.,
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению У. об оспаривании решения Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Иркутской области", возложении обязанности обеспечить повторное медицинское освидетельствование,
по апелляционной жалобе У. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от "дата изъята"
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявления У. указал, что "дата изъята" он был признан ограниченно годным к военной службе и зачислен в запас. Ранее поставленный диагноз заболевания по результатам медицинского обследования по истечению значительного количества времени был изменен (пересмотрен); в настоящий момент времени он является здоровым.
У. обратился в ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области", приложив соответствующие медицинские документы, с просьбой о повторном переосвидетельствовании.
"дата изъята" ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" отказал в повторном медицинском освидетельствовании и изменении категории годности к военной службе, поскольку имеющееся у заявителя заболевание имеет хроническое течение и выздоровления не бывает.
В связи с чем, У. просил суд признать незаконным отказ ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" в проведении повторного медицинского освидетельствования и изменения категории годности к военной (приравненной к ней) службе, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, обязав ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" обеспечить повторное медицинское освидетельствование с целью изменения категории годности к военной (приравненной к ней) службе в соответствии с действующим законодательством РФ.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от "дата изъята" заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе У. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Указывает, что имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что хронические заболевания в настоящий момент времени у него отсутствуют; вместе с тем, данным обстоятельствам судом не дана надлежащая оценка.
Обращает внимание на отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации запретов либо ограничений (включая возрастных) на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, обязанность проведения которого возложена на военные комиссариаты.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., пояснения У., просившего решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым его требования удовлетворить, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и неподлежащим отмене.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, У. "дата изъята" года рождения, признан ограниченно годным к военной службе по гр. 1 ст. 43 "В" по причине постановки диагноза "артериальная гипертензия".
По медицинским документам, имеющимся в материалах дела, у У. артериальной гипертензии "дата изъята" не выявлено (л.д. 43). Прохождение повторного медицинского освидетельствования заявителю необходимо в целях продолжения работы в органах ГУФСИН (л.д. 80).
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении требований, исходил из того, что организация освидетельствования граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту в органы, возлагается на руководителей этих органов, а не на военный комиссариат.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.
Пунктом 69 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N565 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, исходя из положений ст. 84 Положения, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
Освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, не являющихся военнослужащими, возлагается на военные комиссариаты субъекта Российской Федерации и отделы военных комиссариатов (п. 85 Положения).
Из системного толкования приведенных норм следует, что военно-врачебные комиссии, созданные в Вооруженных силах Российской Федерации, осуществляют изучение и оценку состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Принимая во внимание, что заявитель У. на момент обращения за переосвидетельствованием пребывал в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, является гражданином непризывного возраста, вследствие чего не может быть призван для прохождения военной службы, то оснований для оценки его здоровья и физического развития на предмет изменения категории годности к военной службе у ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" не имелось.
Доказательств того, что имеющаяся у заявителя категория годности создает препятствия в осуществлении им гражданских или трудовых прав, в том числе препятствует поступлению на службу в органы внутренних дел, заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмене решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от "дата изъята" по данному делу оставить без изменения, жалобу У. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи Р.И. Харин
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.