Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Крыловой В.Н., Комаровой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Денисенко Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Комаровой Ю.В.
дело по апелляционной жалобе Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" на решение Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Исковые требования Чукановой Р.В. к Территориальному отделу социальной защиты населения "адрес" о признании права на приобретение льготного ежемесячного проездного билета удовлетворить.
Признать за Чукановой Р.В. право на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (ЕСПБ) по месту жительства в "адрес".
Признать отказ Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии мер по оформлению Чукановой Р.В. льготного проездного билета в "адрес" незаконным.
Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения "адрес" устранить допущенные нарушения и произвести действия, предусмотренные Положением о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, утв. Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-па "О введении на территории "адрес" единого социального проездного билета" и направленные на реализацию права Чукановой Р.В. на приобретение ЕСПБ в "адрес"".
Судебная коллегия
установила:
Чуканова Р.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения "адрес" о признании права на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (ЕСПБ) по месту жительства в "адрес", возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и произвести действия, предусмотренные Положением о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, утвержденном Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-па "О введении на территории "адрес" единого социального проездного билета" и направленные на реализацию ее права на приобретение ЕСПБ в "адрес".
В обоснование иска указала, что она является ветераном труда и имеет право на определенные льготы, в частности на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (ЕСПБ) по месту жительства. С целью реализации данного права она обратилась в "адрес" отделение Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" с ответствующим заявлением. ДД.ММ.ГГГГ получила письменный отказ. После этого она оформила отказ от приобретения ЕСПБ в "адрес" и получила соответствующую справку. ДД.ММ.ГГГГ, приложив вышеназванную справку, она обратилась с заявлением о предоставлении проездного билета в Территориальный отдел социальной защиты населения "адрес". ДД.ММ.ГГГГ получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ. И в первом, и во втором случае отказ был мотивирован тем, что она не имеет права на приобретение ЕСПБ, так как временно, а не постоянно зарегистрирована на территории "адрес". С названным отказом не согласна, в настоящее время она постоянно проживает на территории "адрес" по адресу: "адрес" квартире, которая принадлежит ей на праве собственности. По указанному адресу временно зарегистрирована на срок 3 года до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, указанный адрес является ее местом жительства.
В судебном заседании истец Чуканова Р.В. заявленные требования поддержала полностью.
Представитель Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент по труду и социальной защите населения муниципального образования "адрес", Министерство социальной защиты населения "адрес", Министерство финансов "адрес" о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе представителя ответчика Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" ФИО6 ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Чукановой Р.В.
Суд не принял во внимание, что Чуканова Р.В. пользуется мерами социальной поддержки, предоставленными ветеранам труда в "адрес", за исключением льготного проезда на общественном транспорте. Судом не учтено, что Чуканова Р.В. относится к региональным льготникам.
Полагает, что поскольку Чуканова Р.В. пользуется мерами социальной поддержки в "адрес", она согласно Закону постоянно проживает в данном регионе.
В возражении на апелляционную жалобу Чуканова Р.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Территориального отдела социальной защиты населения "адрес", третьих лиц - Департамента по труду и социальной защите населения муниципального образования "адрес", Министерства социальной защиты населения "адрес", Министерства финансов "адрес", уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-118 Гражданского процессуального кодекса РФ, не участвовали, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Чуканову Р.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Чуканова Р.В. является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения N, выданного Департаментом по труду и социальной защите населения "адрес" ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Чукановой Р.В. отказано в предоставлении проездного билета ветерану труда по временной регистрации, с указанием на отсутствие оснований для назначения мер социальной поддержки гражданам, временно зарегистрированным на территории "адрес".
Судом также установлено, что Чуканова Р.В. имеет временную регистрацию по адресу: "адрес", на срок три года до ДД.ММ.ГГГГ, то есть регистрацию по месту пребывания. Указанное жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: "адрес" принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Как следует из материалов дела, истец является получателем мер социальной поддержки в соответствии с законом "адрес" от 03 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан в "адрес"".
Как следует из справки Департамента по труду и социальной защите населения МО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ право Чукановой Р.В. на единый проездной билет на территории муниципального образования "адрес" реализовываться не будет.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Чуканова Р.В., как ветеран труда, место жительства которого находится на территории "адрес", имеет право на приобретение ЕСПБ.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, как основанном на неправильном применении норм материального права, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 1 Закона Тверской области от 29 декабря 2004 года N 84-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны", ветеранам труда, место жительства которых находится на территории Тверской области, после назначения им пенсии в соответствии с федеральным законодательством независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата, неочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания; льготный проезд на городском и пригородном общественном транспорте, на пригородном железнодорожном транспорте, устанавливаемый целевыми программами. Порядок и размер предоставления льготного проезда устанавливается Правительством Тверской области, право на получение жилищных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с региональными стандартами, утверждаемыми Правительством Тверской области.
Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определено понятие - место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В той же статье определено понятие - место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, место жительства удостоверяется отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства либо выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Таким образом, основным условием предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Тверской области является наличие места жительства в Тверской области, удостоверенное отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства либо выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
В связи с тем, что у Чукановой Р.В. отсутствует отметка регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства, а регистрация по месту пребывания и фактическое проживание не порождают у Чукановой Р.В. никаких прав на получение мер социальной поддержки, отсутствуют основания для выдачи истцу льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (ЕСПБ) в "адрес".
Так же судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии со ст. 6 Закона Тверской области от 29 декабря 2004 года N 84-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны", финансирование расходов на ежемесячные денежные выплаты, установленные настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области.
В соответствии с подпунктами 12 и 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе и решение вопроса организации транспортного обслуживания населения, социальной поддержки ветеранов труда и др.
В соответствии со статьей 26.3.1 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, вводимые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда, оказание мер социальной поддержки, которые отнесены к ведению субъекта, являются дополнительными мерами социальной поддержки, следовательно, определение основания, порядка, размера и условий реализации, также относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит лишь от финансовых возможностей бюджета последнего.
Таким образом, законом закреплены полномочия субъектов Российской Федерации по самостоятельному определению мер социальной поддержки ветеранов труда и условий предоставления этих мер.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" удовлетворить.
Решение Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Чукановой Р.В. к Территориальному отделу социальной защиты населения "адрес"
о признании права на приобретение льготного ежемесячного проездного билета,
признании незаконным отказа Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в принятии мер по оформлению Чукановой Р.В. льготного проездного билета в городе "адрес",
обязании Территориального отдела социальной защиты населения "адрес" произвести действия, предусмотренные Положением о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, утвержденным Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-па "О введении на территории "адрес" единого социального проездного билета" и направленные на реализацию права Чукановой Р.В. на приобретение ЕСПБ в городе "адрес".
Председательствующий В.В. Цветков
Судьи В.Н. Крылова
Ю.В. Комарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.