Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Комаровой Ю.В. и Цветкова В.В.
при секретаре судебного заседания Алиеве М.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Цветкова В.В.
дело по апелляционной жалобе Территориального отдела социальной защиты населения Бологовского района Тверской области на решение Бологовского городского суда Тверской области от 10 ноября 2015 г., которым постановлено:
"Иск ФИО1 к территориальному отделу социальной защиты населения Бологовского района Тверской области о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и к администрации МО " "адрес"" "адрес" "адрес" об обязании обеспечить ФИО1 льготами, установленными для участников Вов в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
ФИО1 в иске к администрации МО "адрес" обязать обеспечить ФИО1 льготами, установленными для участников Вов в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" отказать".
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения "адрес" "адрес" "адрес" (далее - ТОСЗН "адрес", ответчик) о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах") в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о возложении обязанности на администрацию муниципального образования " "адрес"" "адрес" "адрес" обеспечить её льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны в соответствии со статьёй 15 ФЗ "О ветеранах".
Требование мотивировала тем, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Зарегистрирована и проживает в "адрес" в "адрес" "адрес" "адрес", где вместе с ней проживает и зарегистрирован её супруг ФИО6, который является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом по общему заболеванию. В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования " "адрес"" "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учёт на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку жилое помещение, в котором она зарегистрирована и проживает, признано аварийным и подлежащим сносу, что подтверждено актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ N. На её обращение об обеспечении жильём в соответствии с ФЗ "О ветеранах" ответчик ТОСЗН "адрес" письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответил отказом, несмотря на то, что она, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, приравнена по объёму предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны и в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, которое ранее не реализовала.
Определением суда от 11 сентября 2015 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Тверской области (далее - Минсоцзащиты Тверской области).
Определением суда от 23 октября 2015 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация муниципального образования " "адрес"" "адрес" "адрес" (далее - администрация "адрес").
Истец ФИО1, извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о разбирательстве дела в её отсутствие.
Представители истца ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ТОСЗН "адрес" ФИО9 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что ФИО1 не имеет права на получение данной меры социальной поддержки, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не приравнены в полном объёме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение жильём данной категории граждан за счёт федерального бюджета законом не предусмотрены. В соответствии с распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ, поскольку жилое помещение, в котором она проживает и зарегистрирована, признано аварийным и подлежащим сносу. Этот дом вошёл в региональную программу по переселению граждан из аварийного и ветхого жилого фонда в 2013-2017 годах, в рамках которой истцу будет предоставлено жилое помещение.
Ответчик Минсоцзащиты Тверской области, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил отзыв на иск, указав на отсутствие оснований для его удовлетворения.
Представитель ответчика администрации "адрес" ФИО10 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что в соответствии со статьёй 23.2 ФЗ "О ветеранах" обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильём не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ответчика ТОСЗН "адрес", поданной представителем ФИО9, ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой отечественной войны, не отнесены к той категории лиц, которая обладает равными с участниками Великой Отечественной войны правами на меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета.
Относительно апелляционной жалобы истцом ФИО1, поданы возражения, в которых она просит оставить жалобу без удовлетворения, полагая её доводы несостоятельными, а решение суда - без изменения.
Стороны, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, поэтому в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка сторон и их представителей не препятствует рассмотрению дела
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении требования истца о возложении на администрацию "адрес" обязанности обеспечить её льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны в соответствии со статьёй 15 ФЗ "О ветеранах" не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
В соответствии с частью 1 стати 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда соответствует указанным требованиям.
Установлено, что ФИО1 является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, что подтверждено удостоверением серии РА N, выданным ДД.ММ.ГГГГ выданным "адрес" отделом социальной защиты.
Распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, непригодном для проживания.
На обращение ФИО1 с заявлением об обеспечении жильём в порядке, определённом ФЗ "О ветеранах", ответчик ТОСЗН "адрес" ответил отказом со ссылкой на то, что для бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей не предусмотрено предоставление средств на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.
Разрешая требования о признании за ФИО1 права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьёй 15 ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется, в том числе, по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награждённых орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награждённых знаком "Жителю блокадного Ленинграда", членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц "адрес" (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах").
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильём может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 32.2 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 23.2 ФЗ "О ветеранах", 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Тверской области, постановлением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N-па утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счёт средств федерального бюджета в Тверской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, проживающие на территории Тверской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Разделом II Порядка определён порядок учёта граждан, имеющих право на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, в соответствии с которым территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области на основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, осуществляют сверку и корректировку списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; информацию о корректировке списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направляют в Министерство социальной защиты населения Тверской области ежемесячно, не позднее второго числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующих сведений от органов местного самоуправления; в пределах доведенных бюджетных ассигнований формируют список граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году, в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления; начальник территориального отдела социальной защиты населения Тверской области утверждает список претендентов и в течение десяти дней с даты доведения бюджетных ассигнований уведомляет граждан о включении их в список претендентов на получение субсидии или единовременной денежной выплаты.
Таким образом, действующее правовое регулирование содержит нормы, предусматривающие включение указанных категорий граждан в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, напротив, не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей такой меры социальной поддержки как обеспечение жильём.
Исходя из изложенного, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат включению в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очерёдности.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требования истца о признании за ней права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не даёт правовых оснований для обеспечения их жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку истцом таких требований не заявлялось. Как указывалось выше истец, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение установленных ФЗ "О ветеранах" мер социальной поддержки по обеспечению жильём, и данное право должно быть реализовано в порядке очерёдности.
Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований, выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что состоявшееся по делу решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
С учётом указанного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией как основания для изменения решения, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, а выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области от 10 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела социальной защиты населения Бологовского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи областного суда Ю.В.Комарова
В.В.Цветков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.