Судья Московского областного суда Магоня Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании от 14 января 2016 года жалобу защитника юридического лица по доверенности Неверова А.Н. на решение Рузского районного суда Московской области от 22 октября 2015 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 22 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области" в отношении ОАО "Российские железные дороги"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 06 мая 2015 года, вынесенным заместителем начальника территориального отдела N 31 территориального управления N 4 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 22 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области" и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением Рузского районного суда Московской области от 22 октября 2015 года вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменений.
Не согласившись с судебным решением, ОАО "РЖД", действуя через защитника юридического лица по доверенности Неверова А.Н. его обжаловало, ссылаясь на то, что вина юридического лица не доказана материалами дела и квалификация действиям дана неверно.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, суд второй инстанции не находит решение городского суда подлежащим отмене, но считает его подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Из материалов дела следует, что 17 апреля 2015 года в 14 часов 00 минут специалистами территориального отдела N 31 ТУ N 4 Государственного административно-технического надзора Московской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере благоустройства, в ходе которой по адресу: Московская область, Рузский район, г.п. Тучково, установлено что в полосе отвода железной дороги между станциями "Санаторная" и "Тучково" в 20м от крайнего рельса железнодорожного пути Беллорусского направления имеется навал мусора объемом около 1 куб м на площади 3 кв м в виде бытового мусора, что указывает на то что ОАО "РЖД", допустило нарушение требований ст. 56, 57 Закона Московской области N 191\2014-ОЗ от 30 декабря 2014г. "О благоустройстве в Московской области".
По результатам проверки составлен акт осмотра территории (объекта) от 17 апреля 2015 N 31/1397/44, а также сделана фототаблица.
28 апреля 2015 года уполномоченным должностным лицом - ГУ Госадмтехнадзора МО в отношении ОАО "РЖД", составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 22 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области", которой установлена ответственность за ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением от 06 мая 2015 года, с которым согласился судья районного суда, ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, т.е. сведений о фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать в конечном итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой. В нарушение требований 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ городским судом при оценки доказательств их исследование проведено без соблюдения принципов относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи. Объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях, причинах и условиях правонарушения, обстоятельствах его совершения в совокупности, взаимосвязи всех факторов, что может способствовать справедливому разрешению дела, городским судом в решение не приведен.
Статьей 1 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ установлено, что места общественного пользования- это земельные участки, здания, строения и сооружения, улицы, водные пути или иные места, их части, доступ к которым в установленном законодательством порядке для населения не ограничен.
При этом, частью 4 статьи 17 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области" установлена ответственность за нарушение норм и правил содержания зеленых насаждений, несвоевременная очистка или отсутствие в установленных местах урн, мусорных контейнеров, наличие несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора либо непринятие мер к их ликвидации на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При изложенных выше обстоятельствах, вывод районного суда о виновности ОАО "РЖД" в инкриминируемом ему деянии и доказанности того, что юридическое лицо совершило инкриминируемое деяние, является ошибочным, сделанным без надлежащей оценки всей имеющийся по делу совокупности доказательств и достаточной аргументированности.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", определено, что если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий лица при изменении постановления по делу об административном правонарушении предполагает решение вопроса об административной ответственности лица в соответствии с положениями иной статьи (части статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей состав правонарушения, совершенного этим лицом.
В соответствии с положениями ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение жалоб на постановления органов, должностных лиц и судей по делам об административных правонарушениях отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в зависимости от подсудности дел.
Таким образом, если при поступлении дела в суд действия виновного лица были квалифицированы по статьям, рассмотрение которых отнесено к подведомственности суда, а при рассмотрении жалобы судья вышестоящего суда пришел к выводу о необходимости переквалификации действий лица на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение которой отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, то переквалификация действий лица возможна с учетом того, что назначаемое наказание будет мягче и данные дела не относятся к компетенции арбитражных судов.
В соответствии со статьями 30 и 31 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области" государственный административно-технический надзор на территории Московской области осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере государственного административно-технического надзора, в том числе его территориальные структурные подразделения, которые в рамках своих полномочий осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.
Часть 4 статьи 17 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области" устанавливает для юридических лиц наказание, санкция которого мягче, чем установленное в части 1 статьи 22 Закона Московской области N161/2004-ОЗ.
При таких обстоятельствах решение городского суда вынесено без изучения доказательств по делу, с нарушением требований процессуального законодательства (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ) и подлежит изменению, а действия юридического лица ОАО "Российские железные дороги" переквалификации с ч. 1 ст. 22 на ч. 4 ст. 17 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области" с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 и ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление от 06 мая 2015 года, вынесенное заместителем начальника территориального отдела N 31 территориального управления N 4 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области по ч. 1 ст. 22 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области" и решение Рузского районного суда Московской области от 22 октября 2015 года в отношении ОАО "Российские железные дороги" изменить, действия ОАО "Российские железные дороги" переквалифицировать с ч. 1 ст. 22 на ч. 4 ст. 17 Закона Московской области N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства содержания объектов и производства работ на территории Московской области" и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В остальной части указанные постановление и решение суда оставить без изменения.
Судья Е.Г. Магоня
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.