Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Мертехина М.В.,
судей Мизюлина Е.В., Бекловой Ж.В.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2016 года апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Главное управление Пенсионного фонда N 5 по г. Москве и Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 05 октября 2015 года
по делу по иску М.Н. к Государственному Учреждению - Главное управление Пенсионного фонда N 5 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца и представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
М.Н. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы с 19.10.1999 г. по 31.10.2002 г. в должности бортпроводника ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал", с 21.10.2002 г. по 01.01.2015 г. в должности бортпроводника ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Исковые требования мотивировал тем, что 25.04.2015 года обратился в Пенсионный фонд за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением комиссии ГУ - ГУПФР N5 по г. Москве и Московской области от 07.05.2015 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Истец считает данный отказ незаконным, поскольку он, работая бортпроводником, входил в состав экипажа летного судна, имел определенный налет часов, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Представитель ответчика в удовлетворении иска просил отказать.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, не находит правовых оснований для отмены решения суда в части признания решения комиссии Пенсионного фонда по отказу в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж спорных периодов работы, кроме включения периодов работы: в должности бортпроводника ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" с 01.09.2001 года по 30.09.2001 года; в должности бортпроводника в ОАО "Авиакомпания Сибирь" с 21.10.2002 года по 31.12.2002 года, с 01.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 01.10.2004 года по 31.10.2004 года, с 01.12.2008 года по 31.12.2008 года, 01.01.2015 года, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом установлено, что истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку отработал в спорные периоды в должности бортпроводника и имеет налет в составе экипажа воздушного судна в количестве 11295 часов 36 мин.
Решением комиссии ГУ - ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области от 07.05.2015 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку бортпроводники входят не в летный экипаж, а кабинный, следовательно, не могут пользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии - 21.04.2015 г., специальный трудовой стаж истца составлял более 25 лет с учетом представленного истцом налета часов, а бортпроводники при наличии налета часов имеют право на включение в специальный стаж периодов работы в указанной должности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности включить в специальный стаж периоды работы в должности бортпроводника, кроме вышеуказанных периодов работы, с которыми не соглашается судебная коллегия, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что истец работал в спорные периоды в должности бортпроводника ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" и ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в летном составе гражданской авиации, принимал непосредственное участие в выполнении полетов, что подтверждается копией трудовой книжки истца, копией справки, выданной ОАО "Авиакомпания "Сибирь", копией летной книжки истца, и имеет налет на воздушных суднах в количестве 11 295 часов 36 мин.
Согласно п.п.13 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в п.п.13 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года и действующего в период спорных правоотношений.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.
В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).
Из данных нормативных актов следует, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.
На основании изложенного бортпроводники воздушных судов гражданской авиации имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в отношении бортоператоров - Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009 года).
В силу п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги.
Согласно записям в летной книжке, а также справки ОАО "Авиакомпания "Сибирь" налет часов истца за период с 19.10.1999 г. по 31.12.2014 г. составлял 11 295 часов 36 минут.
Таким образом, с учетом указанной нормы, срок выслуги истца составил более 25 лет, что позволяет назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения в Пенсионный фонд.
Вместе с тем, судебная не соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж периодов в должности бортпроводника ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" с 01.09.2001 года по 30.09.2001 года; в должности бортпроводника в ОАО "Авиакомпания Сибирь" с 21.10.2002 года по 31.12.2002 года, с 01.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 01.10.2004 года по 31.10.2004 года, с 01.12.2008 года по 31.12.2008 года, 01.01.2015 года, по следующим основаниям.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из представленной в материалы дела летной книжки истца усматривается, что в периоды работы истца в должности бортпроводника ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" с 01.09.2001 года по 30.09.2001 года; в должности бортпроводника в ОАО "Авиакомпания Сибирь" с 01.11.2002 года по 31.12.2002 года, с 01.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 01.10.2004 года по 31.10.2004 года, с 01.12.2008 года по 31.12.2008 года не указаны какие-либо сведения о налете часов.
На вопрос судебной коллегии истец пояснил в суде апелляционной инстанции, что он не может сказать осуществлял он или нет в указанные периоды полеты, находился или нет на листе нетрудоспособности или в ежегодном основном или дополнительном отпуске.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия считает незаконным вывод суда первой инстанции о включении указанных периодов работы в специальный стаж, поскольку в деле нет сведений о налете часов истцом за указанные периоды.
Кроме того, за один день 01.01.2015 года также истцом не представлено доказательств, что он в указанный день осуществлял полеты в летном составе гражданской авиации.
Также, как следует из судебного решения, суд включил в специальный стаж период работы с 21.10.2002 года по 31.10.2002 года, когда истец работал в ОАО "Авиакомпания Сибирь", а также включил в специальный стаж, в том числе, период работы с 01.10.2002 года по 31.10.2002 года в ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал".
То есть, период с 21.10.2002 года по 31.10.2002 года включен дважды в специальный стаж, что не предусмотрено пенсионным законодательством.
Поскольку истцом представлены доказательства осуществления полетной деятельности истца за октябрь 2002 года, а судебная коллегия согласилась с выводом суда о включении в специальный стаж периода работы в ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал", в том числе, с 01.10.2002 года по 31.10.2002 года, то период работы с 21.10.2002 года по 31.10.2002 года в ОАО "Авиакомпания Сибирь" не может быть включен в специальный стаж, наложение которого происходит на период работы в ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал".
С связи с чем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда в части включения в специальный стаж истцу периодов работы в должности бортпроводника ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" с 01.09.2001 года по 30.09.2001 года; в должности бортпроводника в ОАО "Авиакомпания Сибирь" с 21.10.2002 года по 31.12.2002 года, с 01.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 01.10.2004 года по 31.10.2004 года, с 01.12.2008 года по 31.12.2008 года, 01.01.2015 года, постановив в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о включении указанных периодов в специальный стаж.
Исключение указанных периодов из специального стажа не влияет на право истца на назначение досрочной пенсии с даты обращения в Пенсионный фонд, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости является правильным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцу не может быть назначена досрочная пенсия, как члену летного экипажа, поскольку он не относится к летному составу, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда в части удовлетворенных исковых требований, с которыми согласилась судебная коллегия.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 05 октября 2015 года отменить в части включения в специальный стаж М.Н. периодов работы в должности бортпроводника ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" с 01.09.2001 года по 30.09.2001 года; в должности бортпроводника в ОАО "Авиакомпания Сибирь" с 21.10.2002 года по 31.12.2002 года, с 01.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 01.10.2004 года по 31.10.2004 года, с 01.12.2008 года по 31.12.2008 года, 01.01.2015 года.
В отмененной части постановить по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований М.Н. об обязании Государственное Учреждение - Главное управление Пенсионного фонда N 5 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж периоды работы в должности бортпроводника ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" с 01.09.2001 года по 30.09.2001 года; в должности бортпроводника в ОАО "Авиакомпания Сибирь" с 21.10.2002 года по 31.12.2002 года, с 01.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 01.10.2004 года по 31.10.2004 года, с 01.12.2008 года по 31.12.2008 года, 01.01.2015 года.
В остальной части решение ставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Главное управление Пенсионного фонда N 5 по г. Москве и Московской области - удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.